РОЖДЕННАЯ на VIII Всесоюзном съезде «легкая кавалерия» завоевала себе полное право гражданства и получила авторитетное признание на последнем пленуме ЦКК.
Но далеко не сразу выкристаллизировались система и формы работ «легкой кавалерии». Здесь было немало извращений. Нашлись «умники», разбившие «кавалеристов» по эскадронам, создавшие различных адъютантов, осведомителей. В Козловском районе, Московского уезда, начальника штаба «легких кавалеристов» по всем деревням «вверенного мне района» развешивал приказы, начинавшиеся так: «Приказываю всем кавалеристам немедленно в полной готовности явиться на сбор».
Иногда значения «легкой кавалерии» просто не понимали. В Хлебниковском совхозе, Коммунистической вол., Моск. уезда, письма о создании «легкой кавалерии» привело в великое смущение секретаря ячейки: он созвал всех комсомольцев и опросил, кто умеет ездить верхом на лошади - умеющих не оказалось. Тогда кое - как уговорили одну девушку, которая с грехом пополам держится на лошади, и послали ее на волостное совещание кавалеристов.
А на заводе «Динамо» первое время некоторые молодые рабочие очень охотно шли в «легкую кавалерию», потому что все думали, что «кавалеристы» будут разъезжать на... лошадях.
Но это в прошлом.
Сейчас одна лишь Москва располагает сравнительно сильной армией легких кавалеристов», по неточным данным в сторону преуменьшения их в 200 отрядах насчитывается 1.500 человек, почти все комсомольцы. Это мало по сравнению с задачами и возможностями. Перед «кавалеристами» стоит большая опасность «варения в собственном соку», и выход здесь лишь в превращении «легкой кавалерии» в широкое добровольное массовое движение.
Плохо обстоит дело с руководством; «кавалеристы» часто действуют «без руля и без ветрил», предоставленные самим себе.
Построение отрядов просто. Они создаются на основе добровольчества при предприятиях, учреждениях и уполномоченных РКИ. Руководители - вожаки выбираются самими «кавалеристами». Общее руководство осуществляют штабы, созданные при РКИ.
В круг деятельности легкой кавалерии входит и борьба с непорядками в строительстве, волокитой в учреждениях и разоблачение «разложившихся» комсомольцев, и погоня по следам писем и заметок в газетах, и такие, напр., специальные задания, как выявление питательности обедов.
Вот любопытное донесение отряда «легкой кавалерии» при Кожзаводе № 1. Здесь отряд занялся разоблачением комсомолки, явно чуждого элемента, случайно проникшего в комсомол.
До сих пор в нашей ячейке КСМ находилась тов. Чечкина, каковая была прислана в нашу организацию 1 /XI 1927 года из УОНО для работы с кружком ликбеза.
Подозрительное поведение Чечкиной в организации и дошедший до меня слух о том, что она ведет какие - то нелегальные записи в своем дневнике, заставили меня проверить вышесказанное. Тов. Чечкина находилась на квартире у одной нашей комсомолки, каковая по моему предложению достала (незаметным образом) дневник Чечкиной и передала его мне; оказалось, что тов. Чечкина пишет в нем следующее:
«Хорошо было бы, если бы жив мой отец, у которого было накопление 30 тысяч рублей, и виной его смерти, а также и потери всего достояния являются революция и проклятая советская власть и партия. Если бы был жив мой отец и старое время, то все те, кто меня сейчас не считают ни во что, тогда они ходили бы передо мной на цыпочках и боялись бы мне слово сказать. Да наша ведь задача - добиваться того, чтобы жить за счет других. Я в КСМ состою до тех пор, пока меня не выгонят, и моя задача та, что или я в организации КСМ, или» (перечисляет комсомольцев, исключительно актив, всего человека 4)...
Больше половины записей этого замечательного дневника «комсомолки» очевидно для пущей конспирации, были сделаны на французском языке.
Отряд «кавалеристов» при Московской таможне обнаружил в стенах своего учреждения «мертвецкую».
Некоторые московские учреждения закупают товары за границей и, когда груз прибывает в Москву, оставляют его спокойно лежать на складах таможни. Мертвым капиталом залеживается ценный груз.
«Кавалеристы» сделали первую вылазку в пакгаузы и обнаружили, по чьей вине валяются здесь нужные для страны товары.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.