ТОРОПЛИВО и жадно вооружается Англия, она поспешно строит военные суда по 10.000 тонн. Но ей этого мало - и в 1926/27 г. построены линкоры «Нельсон» и «Родней», длиной 202 метра, водоизмещением в 35.000 тонн (свыше 2 миллионов пудов) и мощностью механизма в 45.000 лош. сил. На испытаниях они показали скорость 40 км в час - совсем не плохо для такой махины. Такой линкор вооружен девятью крупными орудиями по 408 мм и сорока шестью более мелкими. Новый тип линкора резко отличается от прежних почти полным отсутствием выдающихся частей (одна надстройка, одна дымовая труба и одна мачта). Боевые посты управления помещены в бронированной башне. Отметим еще, что для такого суденышка потребовалось 30 км электрических кабелей. Стоимость линкора около 70 миллионов рублей.
Главная сила новейших линкоров и крейсеров кроется в могучей артиллерии. 16 - дюймовая пушка (такими вооружен, например, «Нельсон») представляет десятисаженную стальную трубу, весит вместе с установкой около 10.500 пудов и стреляет снарядами в 66 1/2 пудов на расстояние 50 верст. Четырнадцатидюймовка швыряет снаряды в 39 пуд. на целых 70 верст. Величайшее значение имеет скорострельность орудия. Современные пушки заряжаются механическим путем и ведут беспрерывную стрельбу 16 - дюймовка свободно делает по выстрелу в минуту, - а пяти дюймовка делает по 14 выстрелов в минуту на расстояние 23 км.
«Начинка» снарядов возрастает и количественно и в своей разрушительной силе. Если новый 8 - дюймовый снаряд попадает в слабо защищенный борт корабля, он оставляет пробоины таких размеров, что в нее свободно может пройти трамвай.
Развитие морской артиллерии заставило задуматься над усилением береговых укреплений. Крупные сухопутные орудия стреляют теперь на расстояние 120 км с такой же примерно скоростью и разрушительным действием, как и морские. Тяжелые 16 - дюймовые пушки переезжают с места на место на особых железнодорожных платформах с моторным двигателем. Более легкие - до 8 дюймов - просто перевозятся на автомобилях по шоссейным дорогам.
Для прикрытия судов, укреплений или сухопутных частей применяются «завесы» - дымовые (выпуск дымообразующее смеси из баллонов, стрельба дымовыми снарядами) и световые (наводка сильных прожекторов в сторону противника с 2 - 3 вспомогательных кораблей). Сейчас производятся успешные опыты стрельбы по невидимой цели при посредстве самолетов, наблюдающих за движением противника и по радио - телеграфу передающих батарее результаты наблюдений.
Особенно следует подчеркнуть, что сверхдальняя стрельба, развившаяся после Вашингтонской конференции, губительна не столько для флота или даже фронтовых частей, где возможность попадания сравнительно невелика, - сколько для мирного населения городов и промышленных центров в 30 - 40 - верстной береговой полосе. Попадая в густо заселенные районы, тяжелые снаряды причиняют огромные разрушения и уносят большие количества человеческих жертв.
Не отстает Англия и в области авиа - строения. Не дальше, как в 1926 г. и 1927 г. здесь выпущены летающие лодки - гиганты с 2 и 3 моторами по 650 лош. сил каждый. Лодки эти могут брать по 70 - 120 пуд. бомб и не нуждаются в ангарах, так как во время стоянок они просто становятся в порту на якорь.
Во время войны от самолета требуется как можно большая скорость движения. В этом отношении капиталистические страны усердно конкурируют между собой, чуть ли не каждый месяц, ставя мировые рекорды. Так, чешский истребитель «Бристоль - Юпитер» развивает скорость 250 - 270 км в час. Но и тут англичане идут впереди. На осенних состязаниях гоночных гидросамолетов победил английский летчик на самолете «Сюпермарин S. 5.», показав среднюю скорость свыше 453 км в час. Рассчитывают, что поставленная на колеса такая машина будет развивать скорость свыше 500 км.
Одновременно развивается дирижаблестроение. Обладая меньшей скоростью, дирижабль, зато выгодно отличается от самолета огромной грузоподъемностью и длительностью полета, независимо от погоды, которая так влияет на самолет. Например, дирижабль жесткой системы «Цеппелин ZR - 3» перелетел в 1927 г. без спуска через всю Европу и Атлантический океан с средней скоростью 100 км в час. Еще больший «Цеппелин» строится на верфях гор. Фридрихсгафена в Германии (мы уже говорили о нем в предыдущем № «Смены»): предполагается, что он будет брать около 2.000 пудов груза и летать 10 - 11 тыс. км с одним спуском. Такая длительность полета достигается за счет замены бензина газом этиленом в качестве горючего.
В Англии строится гигантский дирижабль, который будет брать с собою., кроме пассажиров и груза, два самолета.
С необычайной быстротой развивается авиация и во Франции. По быстроходности французские самолеты приближаются к английским и, в свою очередь, упорно приближаются к скорости 500 км в час. Строятся колоссальной величины гидросамолеты «Пенэ» с пятью моторами по 420 лош. сил. Не удовлетворяясь этим, французские конструкторы проектируют самолет с 7 моторами по 800 лош. сил.
Наряду с такими успехами в деле авиастроения, Франция уделяет большое внимание своей сухопутной армии.
16 ноября истекшего года там состоялись обширные маневры, демонстрировавшие «механизацию» связи и оперативной деятельности во французских войсках. Во всем районе маневров не было видно ни одной лошади. Все распоряжения отдавались с помощью радиотелефона, радиотелеграфа и радиопередатчика, установленных на автомобилях и мотоциклах. По первому зову радио вылетали моте - эста - фоты и мчались за 10 км с секретными пакетами по изрытому грунту со скоростью 50 км в час. «Кавалерийская» разведка без труда «отмахивала» но 60 км и больше в час по ухабам и рытвинам, при чем мотоцикл, оставшийся в запасе и обслуживаемый одним человеком, свободно вел «на поводу» пятерых «мото - коней», сцепленных между собой специальными крюками. Блиндированные автомобили с пулеметами; саперы на мотоциклах с величайшей быстротой устанавливающие телефонную связь и еще быстрее убирающие проводку при отступлении; автомобили, которые набрасываются на вражескую батарею и почти мгновенно взрывают ее под охраной боевых самолетов; ружья - пулеметы на мотоциклах, осыпающие неприятельский аэроплан пулями - такую картину будущей войны продемонстрировали последние маневры французской армии.
Война будущего с полным основанием рисуется, как соревнование в первую очередь химической промышленности воюющих стран. Систематическое применение химии для уничтожения людей началось в империалистическую войну, когда немцы выпустили (в 1915 г.) большую волну хлора. Целая дивизия французов вышла из строя, люди сотнями задыхались - бежать было некуда. «Союзники» быстро мобилизовали свои химические заводы и в конце того же года ответили немцам фосгеном - газом, действующим в 8 раз сильнее хлора, и т. д. Бешеная конкуренция в применении отравляющих веществ привела к тому, что в течение двух лет на фронте появилось до 40 различных газов, один другого сильнее. И, наконец, был пущен в действие иприт, или «горчичный газ» (точнее - не газ, а жидкость, пары которой имеют легкий запах горчицы).
Все газы могут быть разделены на 2 главные группы: удушающих и слезоточивых. Первые разрушают дыхательные органы, и человек после долгих мучений погибает или остается инвалидом. Вторые вызывают кашель и сильные слезы, лишая войска боеспособности. В помощь им идут вещества чихательные (вызывающие сильный насморк, носовое кровотечение, рвоту и мучительные головные боли), ядовитые и «нарывные» (действующие на кожу и через кожу). К последним относится и «горчичный газ», одновременно с этим обладающий удушающими и слезоточивым действием. Он до сих пор является одним из наиболее сильных газов. Запах его почти не дает себя знать, и только через 4 - 5 часов человек начинает задыхаться, хотя бы он и ушел из отравленного воздуха. Иприт разъедает все тело, напитывает все предметы, землю и воду, а затем испаряется оттуда в течение нескольких дней. Вода и пища, побывшие в парах иприта, превращаются в опасный, обычно смертельный яд; одежда становится источником отравления. Капля иприта, нанесенная на кожу, - вызывает тяжелую язву; нанесенная на глаза - причиняет смерть.
Таково ужасающее действие «короля газов». Однако, и на нем не останавливается военная химия. Тотчас же после войны в Америке было открыто еще более сильное вещество - л ю и с и т. Другой газ, недавно открытый тоже в Америке, настолько ядовит, что для опытов с ним пришлось построить лабораторию с необычайно сильной вентиляцией и без крыши. Газ этот должен причинять мгновенную смерть.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.