Как живет наша армия? Пожалуй, мы недостаточно это знаем. Если царские казармы давили бездушием, казенщиной и бессмысленной муштрой, то наши красноармейские общежития имеют свою глубокосвоеобразную жизнь. Два года военной службы для миллионов советской молодежи - не только годы военной подготовки, но и самой разносторонней учебы. Очерк Исбаха вводит читателя в этот мир в его повседневности, и тем ярче выступает при внешней простоте внутренняя интересность этой жизни. Подробнее о жизни, о буднях и праздниках нашей армии читатель может ознакомиться по книге тою же автора «С винтовкой и книгой», выходящей в Издательстве «Молодая Гвардия».
ВЕСНА... В раскрытые окна казармы веет весенний ветер, и весенние запахи проникают в казарму, пьянящие и зовущие весенние запахи.
И особенно приятно в эти дни веселым строем шагать за город на тактические занятия.
Поют все. Поют даже те, кого нельзя было заставить раскрыть рот зимой.
За городом раздолье снежных полей, где провели мы только месяц назад наш первый поход.
Теперь плачут снега. Белый пушистый мех покрылся проталинами, побурел. И местами струйки воды сливаются в ручьи, и, словно лентами, глубоко - глубоко перекрещена зимняя шуба земли.
Весна... И особенно бурно проходят тактические занятия. А в перерывах гремит молодой смех, опять льются песни, бурно радуется весенним дням школа.
Теперь уже винтовка не жжет пальцев, как бывало на зимних занятиях, теперь легко вскидываешь ее через плечо... И айда вперед с песнями.
Через несколько дней парад. Сегодня получил назначение в караул - охранять артсклад. Я - караульным начальником, Симонов - разводящим, часовыми - Неливцев, Цыганков и еще несколько курсантов.
Проштудировали мы еще разок
гарнизонный устав и двинулись...
Склад на набережной...
Принял я караул, разводящий проверил посты, расставили часовых.
Смена завалилась спать на нары. А мы с Симоновым в маленькой прокуренной караулке коротали вечер.
- Т - р - р - р... зазвонил телефон.
Вот черт! Кто бы мог так поздно вечером звонить?
- ... Говорит начальник гарнизона. Все ли у вас в порядке?
И слышу я, что у начальника гарнизона Федьки Чернова голос. Ба, да он же рядом на выставке карначем. Поговорили мы с ним. Разговор сбил сон с глаз. А то, проклятый, одолевать начал. Ночь выдалась темная, ни зги не видать. Оставил я Симонова, пошел посты обходить. Больше всего боялся, как бы Неливцев не закурил на посту. С него бы стало.
- Кто идет?..
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.