С каждым годом меняется облик советской деревни. Комсомольцы, юноши и девушки будут и впредь активно участвовать в развитии культуры села, его благоустройстве.
Из Отчетного доклада
ЦК ВЛКСМ
XIX съезду ВЛКСМ
Что нам стоит дом построить? Слова этой детской песенки завертелись у меня на языке, когда машина, свернув с автострады и миновав «ельники да березники», неожиданно въехала... в сказочную страну. Страна та имела весьма прозаическое название: поселок Софьино совхоза «Нара», что находится в самом удаленном уголке Подмосковья, почти на границе с Калужской областью. Действительно, «что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить». Так думалось при виде ладных деревянных домиков с резными карнизами и наличниками, затейливыми крылечками, расписными фасадами. Уж больно они походили на красочные декорации к сказочному фильму. Эдакое Берендеево царство.
Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Таких поселков, как подмосковные Софьино и Новые Подосинки, горьковское Серково, красноярский Синеборск, по стране наберется немного. И все же они есть, строятся, нравятся людям. Значит, с каждым годом их будет больше. Чем же, спросите, то же Софьино привлекает сельчан? Прежде всего жильем. Удобным, красивым, а главное, соответствующим сельскому укладу жизни. Говоря языком архитекторов, это дома усадебного типа с полным инженерным благоустройством (водопровод, канализация, автономная отопительная система) и хозяйственными постройками. Есть где скотину и птицу держать, огород под боком, погреб имеется для различных солений, варений и маринадов.
И потом, заметьте, не кирпич, не бетон ведь, а дерево!
Вспоминаю разговор с одним вятским председателем колхоза, который возмущался всеми этими железобетонными коробками, построенными в деревнях:
– И кто моду такую дурную на селе завел? Вот уж «прославил» себя. Я сам живу в лиственничном срубе и ни на что его не променяю. Просыпаешься поутру, вдыхаешь свежий смолистый воздух и чувствуешь, как все жилочки силой да здоровьем наливаются...
А хорошо мне знакомый директор подмосковного совхоза имени Ленина Петр Зиновьевич Рябцев другого мнения. Он считает, что строительство в сельской местности многоквартирных крупноблочных домов – не дань моде, а веяние времени. Кто же прав?
Директор ЦНИИЭП граждансельстроя – центрального в стране института по планировке и застройке сельских населенных пунктов Борис Александрович Маханько сказал, что категорично судить здесь нельзя. Право на жизнь, как показывает опыт, имеют оба варианта жилищного строительства: и многоквартирных домов и индивидуальных.
Я видел кварталы многоэтажек в пригородных поселках Ленинградской и Калужской областей, Белоруссии, Украины, Сибири. Прекрасно устроились там сельские жители. И хозяйство ведут. За пределами жилой зоны им выделены огороды, построены блокированные сараи, где можно держать скот и птицу. Автопоение в них налажено, механизировано удаление навоза. Имеются кормокухни.
Строительство в сельской местности многоквартирных крупноблочных домов имеет свои преимущества. Сокращаются сроки возведения жилья, меньше земли уходит под застройки, легче создать людям максимум бытовых удобств. И вот что еще не забывайте. Унифицированность деталей позволяет из одних и тех же блоков строить жилье, детские сады, школы, клубы, магазины...
И все-таки душа селянина больше лежит к тому, чтобы иметь собственное жилье. Или, скажем, такие двухквартирные дома, что стоят на улице Молодежной в поселке Серково горьковского колхоза «Красный маяк». Хорошие жилищные условия, сочетающие городские удобства с особенностями сельского уклада, стали одной из причин того, что здесь работает много молодежи. И для проведения досуга у нее масса возможностей: построены стадион, спортивный зал, зимний бассейн, ипподром, клуб.
А что другие руководители хозяйств? Не под силу им строить или желания нет? Тот самый вариант, когда желания не совпадают с возможностями. Они бы самые наилучшие проекты жилых домов выбрали. Благо, их нынче в избытке. Одноэтажные или с квартирами в двух уровнях, с мансардами и верандами, гаражами и банями, деревянные и кирпичные, железобетонные и арболитовые... Словом, на любой вкус.
Но кто будет строить эти дома в таком количестве, что требуется сельским жителям? Мощности Минсельстроя, межколхозных и других подрядных организаций, ведущих строительство на селе, весьма ограничены.
В основном на селе строят хозспособом. Его, между прочим, давно перекрестили в «хапспособ». Все – от бетонной плиты до мелкого гвоздика – надобно искать самим. Никаких лимитов на подобное строительство колхозам и совхозам не выделяется. Где уж тут до красивых проектов, поставить бы любой дом, лишь бы стены не завалились и потолок не рухнул. Странная ситуация складывается. Хозспособ в сельском строительстве узаконен, а на деле местная инициатива питается лишь устными и письменными поощрениями. Не пора ли наладить вполне законное обеспечение строек, ведущихся хозспособом, стройматериалами и техникой?
Можно использовать на строительство деньги самих же сельских жителей. Я говорю о создании жилищностроительных кооперативов, что получило широкое развитие в Московской области. Вот пример: рабочие совхоза «Борец» десять лет назад создали кооператив «Молодежный» и за свои средства построили целый поселок красивых и комфортабельных деревянных и панельных индивидуальных домов. У каждого – свое лицо. В среднем один дом возводили за 40 дней, что в два-три раза меньше обычных сроков.
Вступая в ЖСК, некоторые сомневались: по силам ли им купить дом за 23 тысячи рублей. Помог совхоз. Тот, кто проработал пять лет, вносит первый взнос в две тысячи рублей. Еще полторы тысячи в качестве безвозмездного материального поощрения за него платило хозяйство. Три с половиной тысячи рублей беспроцентной ссуды к тому же оно выделило каждому члену кооператива сроком на 15 лет. На остальные 16 тысяч рублей Госбанк оформил новоселам кредит с рассрочкой на 20 лет. Треть этой суммы совхоз оплатит из собственных средств, если владелец дома проработает в хозяйстве не менее 10 лет. Так что выходит, в погашение ссуды семье надо платить в месяц около 60 рублей. Конечно, не все хозяйства способны дать такую дотацию, как «Борец». Но ведь и дома для одной семьи необязательно строить из шести комнат, нескольких веранд и двух ванных, какие выбрали местные жители. А само по себе дело это перспективное.
Портрет современного села... Надо писать его яркими и сочными красками, смелыми мазками. И тогда в каждое село мы будем въезжать с таким же настроением, как в подмосковное Софьино.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.