На фестиваль приехали и выступили перед молодежью известные западногерманские артисты и писатели – Дитер Зюверкрюп, Дитрих Киттнер, Франц Йозеф Дегенхардт, Петер Шютт... Выставили свои работы художники и фотографы – профессионалы и любители. Неодинаков уровень их мастерства, но одинаково стремление откликнуться на животрепещущие проблемы современности. Блистательно выполнен плакат, на котором изображен оскалившийся военный промышленник – вместо зубов два ряда нейтронных бомб; полосатая рубашка и галстук «в звездочку» не оставляют сомнений в его национальной принадлежности,
А вот две фотографии. На одной – сплошь заляпанная шпрингеровскими газетами человеческая фигура, голова, как в балахоне, в «Бильд-цайтунг». На второй – человек разрывает на себе плотную завесу из газетных полос. Этой аллегорией студент педагогического института, член ГКП Рюдигер фон Бремен выразил свой протест против лживой буржуазной пропаганды.
Где-то в середине дня среди множества фестивальных новостей вдруг проскальзывает слух, что кучка фашиствующих молодчиков пыталась разгромить стенд «Спартака» Попытка провалилась: налетчики получили мгновенный отпор со стороны ребят из СНРМ и МСС. Об этом ничтожном инциденте не стоило бы и упоминать, если бы спустя два дня «Альгемайне-цайтунг» не вывернула его шиворот-навыворот, представив громил в виде агнцев божьих, этаких безвинно пострадавших пай-мальчиков. И больше о фестивале – ни слова!
Позже мы узнаем, что на дальних подступах к фестивальному действу были остановлены маоистские группки. Потом сами увидим четверку рокеров, возлежавших на травке поодаль. В черных тужурках, увешанные цепями, они старались выглядеть устрашающе, но на всякий случай вели себя смирненько, что называется, не рыпались...
В конце дня все потянулись к гигантскому «караваю» Вестфаленхалле – на заключительный концерт и закрытие фестиваля.
Еле-еле находим свободные места на самом верху. На двух сценах зала-исполина поочередно выступают рок-группы. Стократно усиленные мощными динамиками, голоса исполнителей и музыка оглушают. Ощущение такое, будто поют и играют прямо в твои уши.
Кресел в партере нет – ровная площадка. И на ней сотни отбивающих ритм, прыгающих, кричащих ребят и девушек. Шесть цветных прожекторов выхватывают из темноты и дыма то одного, то другого певца. В коротких паузах между выступлениями «партер» плюхается на лежащие здесь же, на полу, одеяла, пледы, спальные мешки...
Но вот круглосуточно крутившееся колесо музыкальной программы фестиваля останавливается. Начинается заключительный концерт. Тут уж нет ничего похожего на джазовые пассажи – национальные мелодии, политические песни, классика. И зал преображается, повинуясь магии подлинного искусства.
Рапсодии Листа в исполнении Венгерского ансамбля – и одухотворенно засветились лица тысяч слушателей. Виртуозно исполненные, начиненные сарказмом политические песни Дитера Зюверкрюпа – и зал восторженно хохочет и аплодирует.
И вдруг совсем необычное для этих стен: народный казачий ансамбль песни и пляски «Донцы»! Длинные вышитые платья, гимнастерки и шаровары с лампасами, казачьи пики – и закружилась по сцене вокально-хореографическая композиция:
Как за Доном, за рекой,
под зеленым дубом
расставалася казачка
с парнем черночубым.
Лихая, задорная песня 20-х годов немедленно вызвала ответную реакцию: заулыбался, захлопал в такт Вестфаленхалле. А наши артисты, не давая зрителям насытиться всласть неожиданным представлением, уже выводят, наслаивая мужские голоса на женские, игровую «Пчелочку златую» и сразу же, без малейшей паузы, точно вплывают в напевную, хороводную: «Деревня, деревня, четыре двора...».
Зал чутко реагирует на внезапную смену мелодий: бурно врывается хлопками в бойкую, задиристую и послушно умолкает, всем сердцем внимая плавной, лирической...
А ведь перед 35-тысячной аудиторией – любительский ансамбль. Он существует при районном Доме культуры города Серафимовича Волгоградской области. И профессиональный артист в нем лишь один – художественный руководитель Александр Кумсков, окончивший культпросветучилище. Остальные – люди разных профессий: Юрий Быков работает в ДК, помогая Саше руководить хором, Валентина Доровская – фельдшер, Светлана Лапина – преподаватель техникума, Мария Павлович – агент Госстраха, Алексей Точилкин – шофер, Евгений Аболонин – студент техникума, Николай Колесников – каменщик, Владимир Брижан – инженер, Сергей Останков – плотник... За три года Саша сумел заново создать танцевальную группу и расширить ансамбль с 30 до 80 человек, а главное. сколотить дружный коллектив, который быстро стал популярен в области.
И вот сейчас в награду за мастерство Вестфаленхалле низвергает на ансамбль водопад аплодисментов и восхищенных возгласов...
Итоги фестиваля подводит председатель правления МСС «Спартак» Беате Ландефельд. Масштабы молодежного форума, говорит она, превзошли самые смелые ожидания. Если в фестивале-76 участвовало 80 тысяч человек, то теперь – в два с половиной раза больше! А буржуазные средства массовой информации ни словом не обмолвились о фестивале-78!
Зал встречает это известие негодующим и вместе с тем торжествующим ревом: замалчивают – значит, опасаются!
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.