«Экономика – самая интересная политика» – подчеркивал Владимир Ильич Ленин еще в первые годы строительства социализма.
Борьба за эффективность общественного производства, за высокое качество работы во всех областях и на всех участках народного хозяйства поставлена сегодня в центр всей экономической политики партии.
В этом номере «Смена» открывает новую рубрику «Беседы об экономике». На страницах нашего журнала читатели встретятся с известными учеными, экономистами, партийными и государственными деятелями, руководителями министерств и ведомств, директорами важнейших промышленных предприятий. Тему нашей первой беседы мы тоже выбрали не случайно. Крупнейшие предприятия, входящие в состав новых территориально-производственных комплексов, – что, как правило, комсомольские стройки. Именно молодежь составляет и большинство строителей, возводящих новые предприятия, и большинство рабочих, осваивающих новые производственные мощности.
Редакция надеется услышать ваше мнение о новой рубрике журнала, узнать, с кем бы вы хотели встретиться на наших страницах, какие вопросы экономики волнуют вас больше всего. Ждем ваших писем.
С заместителем председателя Совета по изучению производительных сил при Госплане СССР, доктором экономических наук Лилией Иосифовной ГРАМОТЕЕВОЙ беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид ПЛЕШАКОВ.
— Одна из главных задач, поставленных XXV съездом КПСС на десятую пятилетку, – развитие существующих и формирование новых территориально-производственных комплексов и промышленных узлов. Предусмотренное этой программой строительство столь грандиозно, что невольно возникает вопрос: почему именно этот метод – формирование мощных ТПК – избран стратегическим направлением дальнейшего развития народного хозяйства, какие преимущества дает он, что показал опыт предыдущих лет в этом плане? Поэтому, Лилия Иосифовна, вы, наверное, согласитесь, что, прежде чем говорить о дне завтрашнем, следует оглянуться несколько назад, в предысторию нынешних и будущих ТПК. С чего она начиналась?
— Первый опыт такого рода – строительство знаменитого Урало-Кузнецкого комбината. Идея его принадлежит Владимиру Ильичу Ленину: в апреле 1918 года он выдвинул предложение соединить железные руды Урала с коксующимися углями Кузбасса и создать на их основе комбинат. Осуществление этого плана стало целостной региональной программой освоения восточных районов страны, включившей формирование двух крупнейших ТПК – Магнитогорского и Кузнецкого. Причем программа эта не ограничилась развитием только черной металлургии и угольной промышленности.
Вспомним, как происходили рождение и рост города Новокузнецка. Сначала строится крупнейший металлургический комбинат и рядом – шахты по добыче коксующихся и энергетических углей, электростанция для снабжения энергией промышленных предприятий. Возникает коксохимия и на ее основе химическая промышленность. Для строящихся в этом районе городов создается стройиндустрия. Чтобы условия жизни в этих городах были нормальными, развивается пригородная сельскохозяйственная зона и легкая промышленность. Одновременно наращивается и научно-образовательный потенциал. Вместе с Кузнецким металлургическим комбинатом основывается знаменитый Сибирский металлургический институт, который готовит кадры для развертывающегося производства. Идет крупное железнодорожное строительство.
Потом, когда комбинат вступил в строй и начал давать металл, в этом районе сразу резко возросла железнодорожная сеть, так как КМК в большом количестве катал рельсы. На основе кузнецкого металла возникает и бурно развивается машиностроение. Образовался целостный производственный комплекс – Кузбасс. Сейчас центр бассейна Новокузнецк – город почти с шестьюстами тысячами жителей, и какой там только нет промышленности!
Этот опыт большой концентрации средств и комплексного развития на основе полного использования ресурсов показал высокую эффективность подобного способа освоения природных богатств, и прежде всего в новых, малообжитых районах. Не случайно в начале 30-х годов Академия наук СССР и «Гидропроект» создали знаменитое «Бюро Ангары», которое должно было разработать вторую крупную программу освоения Сибири – проект Ангаро-Енисейского энергопромышленного комплекса. Тут уж речь шла о районе, где можно было построить крупнейшие гидроэлектростанции, а потому новый ТПК имел совсем иную, в сравнении с Кузнецким, направленность и, естественно, наполнение.
«Бюро Ангары» не только успело тщательно разработать этот грандиозный проект – весь материал был обобщен в 28 томах, но и успешно защитить его в правительственной экспертизе. Авторы этого проекта – и прежде всего известный советский экономико-географ профессор Николай Николаевич Колоссовский – опубликовали ряд теоретических работ, где очень подробно обосновывали необходимость, как они называли, территориального комбинирования при освоении новых районов.
Война помешала осуществить этот план. И лишь много лет Спустя мы смогли вновь вернуться к идее строительства ГЭС на Ангаре и Енисее и созданию на их основе территориально-производственных комплексов, вернуться, разумеется, на новой экономической базе.
Если помните, сначала построили Иркутскую ГЭС, и возник Иркутско-Черемховский ТПК. Затем Центрально-Красноярский комплекс, позже – жемчужина системы наших Ангаро-Енисейских ТПК – Братско:Илимский. Сейчас пришла очередь Саянского, который создается на юге Красноярского края. В десятой пятилетке приступили к формированию Нижне-Ангарского. Его первенец – Богучанская ГЭС...
Так что территориально-производственные комплексы – форма не такая новая, как это порой кажется, их эффективность давно доказана жизнью. И вполне естественно, что с годами она занимает все большее место в наших народнохозяйственных планах. Обратимся к заданиям, которые поставил на девятую пятилетку XXIV съезд КПСС. Намечалось приступить к созданию промышленного комплекса на базе Курской магнитной аномалии, обеспечить дальнейшее развитие Братского и продолжить работы по формированию Южно-Таджикского ТПК. В Западной Сибири планировалось создать крупнейшую в • стране базу нефтяной промышленности и в Оренбургской области – крупный район по добыче И переработке газа.
А когда эти задания были выполнены, XXV съезд партии наметил наряду с завершением Братско-Илимского ТПК, дальнейшим формированием комплекса КМА, Оренбургского, Западно-Сибирского, Саянского, Южно-Таджикского развернуть создание новых: Южно-Якутского и Тимано-Печорского.
Обратите внимание: изменилась не только количественная, но и качественная сторона дела. Сейчас мы переходим к формированию целых систем территориально-производственных комплексов, что позволит подходить к развитию каждого ТПК с позиций системы в целом. Это шаг вперед по сравнению с опытом прежних лет. Это новшество обещает дать народному хозяйству страны, помимо экономических выгод от комплексности, дополнительные преимущества от эффективных хозяйственных связей между ТПК.
– Что же дает комплексный характер освоения природных ресурсов? Можно его эффективность выразить конкретными цифрами?
Такой подсчет лучше всего вести в сравнении. Чтобы яснее выглядели преимущества ТПК, нужно противопоставить им метод освоения природных богатств отдельными, независимыми друг от друга предприятиями.
— Что же мы выигрываем при комплексном подходе?
Во-первых, более полно используем сырье, потому что цепочка промышленных предприятий, входящих в ТПК, увязана между собой таким образом, что продукция (или даже отходы) одного становятся сырьем для другого. Отсюда – более глубокая переработка природных богатств.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Роман