Кто и почему выступает против фестивального движения
1 августа 1973 года, во время работы X Всемирного фестиваля молодежи и студентов, по соседству с западноберлинским кафе «Кранцлер» и газетным киоском на углу Иоханнисштрассе, у входа в метро, молодые люди раздавали прохожим экземпляры памфлета на английском, французском, русском, польском и немецком языках. На обложке был напечатан лозунг: «Антиимпериалистическая солидарность, мир и дружба». Но под фестивальным девизом, вынесенным на самое видное место, скрывалась откровенно антикоммунистическая клевета на всемирную встречу юности. Издала этот материал так называемая Международная ассоциация свободных журналистов, штаб-квартира которой располагается в Лондоне. Среди организаторов акции был английский журналист Дэвид Флойд, в прошлом сотрудник «Сикрет Интеллидженс Сервис» (СИС), а ныне «эксперт» по социалистическим странам. Именно он осуществлял связь английской разведки со службами западногерманской БНД («Бундес Нахрихтен динст»), специализирующимися на антикоммунистической пропаганде.
В кампанию против X Всемирного фестиваля в Берлине отдел специальных политических операций английской разведки внес свою лепту: организовал подготовку и публикацию накануне фестиваля специального «доклада» под заголовком «Восточная Германия – хозяин X Всемирного фестиваля». Цель «документа» состояла в том, чтобы самыми грязными методами дискредитировать фестиваль. За его распространение взялись реакционные организации Швеции. В июне 1973 года они разослали «доклад» более чем семистам журналистам. Материал изобиловал примерно такими пассажами: «Выбор Восточного Берлина в качестве места проведения фестиваля нельзя назвать удачным. Этот разделенный восточногерманской стеной город едва ли произведет хорошее впечатление на гостей. Кроме того, соседство Западного Берлина может создать проблемы для организаторов фестиваля, в особенности если его участники в сопровождении их восточногерманских друзей захотят пересечь западную границу».
Откровенной антифестивальной и антисоциалистической фальшивкой был и так называемый «Справочник для X Всемирного фестиваля молодежи и студентов». Сначала он появился на английском языке, а затем на французском и немецком. Анализ текста свидетельствовал, что фальшивку состряпала английская разведка. В немецком и французском изданиях встречались грамматические и стилистические неточности, которые не оставляют сомнения в том, что оригинал выполнен на английском языке.
В «Справочнике» содержались «справки», которые должны были отбить всякую охоту участвовать в фестивале. Информация ставила целью отговорить молодежь от поездки в Берлин, дезориентировать желающих принять участие в этом грандиозном празднике юности. Сообщалось, например, что всякий приезжий может быть арестован полицией ГДР за малейшее отклонение от «инструкций местных властей», что «запрещается говорить и беседовать на определенные темы» и т. п. Официальным лицам города X Фестиваля приписывались «суровость» и «жесткость» во всем – от регулирования уличного движения до запрета фотографировать «массовые мероприятия».
Во время подготовки, а потом и проведения X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине империализм в первую очередь использовал в своей антифестивальной работе БНД – службу западногерманской разведки.
Наиболее злобные антикоммунистические материалы фабриковались в Мюнхене, центре бесчисленных эмигрантских и реваншистских организаций. Распространением этой литературы занимались, как и прежде, в дни «холодной войны». книжные магазины и так называемые культурные и информационные центры в Западном Берлине. Антикоммунистические эмиграционные организации основали здесь свои опорные пункты, создали издательства, с помощью которых БНД и другие секретные службы вели антифестивальную деятельность. К числу таких издательств относятся «Монтанус Актуэль» (Франкфурт-на-Майне, Базелерштрассе, 37), участвовавшее в фабрикации антифестивальных фальшивок, «Пет Бележ» (Мюнхен, Хессштрассе, 13). Распространяли провокационные материалы западноберлинские книжные магазины «Монтанус» и «Бюхерштубе Шоеллер».
Часть тиража доставлялась на фестиваль агентурой БНД, проникшей в делегацию западноберлинской молодежной организации «Юнге Унион». Одновременно люди БНД снабжали такой литературой перед въездом в ГДР гостей фестиваля из различных западных государств.
Установлено, что в мае 1973 года директор польской секции радиостанции «Свободная Европа» Ян Новак провел в Лондоне переговоры с польской реакционной эмиграцией и представителями английской разведки о координации усилий во время подготовки и проведения фестиваля. К переговорам был привлечен и близкий сообщник Новака Андре Стипульковский, живущий в Лондоне. Он принимал самое деятельное участие в антикоммунистических акциях на прежних фестивалях молодежи и студентов. Известно, что Стипульковский поддерживает контакты с троцкистскими и анархистскими организациями в скандинавских странах, которые планировалось использовать для дезорганизации работы Берлинского фестиваля.
Вся эта пестрая антифестивальная команда дополнялась троцкистскими, маоистскими и другими левацкими группировками, которые несли на фестиваль из западных стран свои провокационные экстремистские лозунги, объективно противостоящие разрядке и мирному сосуществованию народов. Среди них были так называемая «Лига против империализма» и «Коммунистический молодежный союз». Их единственной целью были провокации и беспорядки. Они пытались организовать акции насилия, открыто декларировали террор как средство борьбы. Достоверно установлено, что деятельность этих групп направлялась и контролировалась западногерманской и английской разведками.
На фестивале пытались организовать свои выступления те силы из «Юнге Унион», из молодежных организаций ХДС и ХСС ФРГ, которые под контролем БНД выступали против, нормализации политической обстановки в Европе, против ратификации мирных договоров ФРГ с Советским Союзом, Польшей, Германской Демократической Республикой. Каждый день агенты БНД направлялись в столицу ГДР для организации провокационных вылазок. Однако они оказались в изоляции, и им не удалось дискредитировать хозяев фестиваля. Среди делегации «Юнге Унион» начался разброд, а некоторые прогрессивно мыслящие члены союза отказались от участия в попытках помешать работе фестиваля.
Попытки сорвать X Всемирный фестиваль не были чем-то неожиданным. Фестивали, как и все прогрессивное международное движение молодежи, на всем протяжении своей истории встречали яростное противодействие сил реакции и империализма. Причем ведущую роль в подрывной антифестивальной деятельности всегда играли секретные службы – Центральное разведывательное управление США (ЦРУ), упоминавшаяся уже английская и западногерманская разведки – «Сикрет Интеллидженс Сервис» (СИС) и «Бундес Нахрихтен динст» (БНД).
Припомним страницы фестивальной истории.
VII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Австрии. Торжественное открытие фестиваля на венском стадионе «Пратер». Антикоммунистически настроенные банды, насчитывающие около 6 тысяч человек, пытались выпустить на трибуны полчища крыс, тайком завезенных в больших ящиках. Громилы, вдохновляемые агентами ЦРУ и БНД, срывали мероприятия фестиваля, не останавливаясь перед тем, чтобы взламывать двери в залы и помещения, где они проходили. Провокаторы распространяли среди участников фестиваля реакционную газетенку, издававшуюся агентурой БНД с финансовой помощью ЦРУ, – «Винер нахрихтен» («Венские новости»). Когда прогрессивно настроенные делегаты мешали ее распространению, против них пускались в ход газовые пистолеты, дубинки и кулаки. Американская разведка специально создала в Вене антифестивальные центры и агентства, которые устраивали провокации.
VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. 1962 год. Хельсинки. ЦРУ организует антикоммунистическую молодежную группу «Фридом дайнемикс». В Стокгольме создан штаб антифестивальщиков «Служба скандинавской молодежи». Эти организации совместно готовили диверсии в Хельсинки. Американская сторона направила на праздник юности 160 молодых антикоммунистов, которые образовали группу громил, подобную действовавшей в Вене. Расходы на ее содержание и соответствующую экипировку составили, как сообщал «Уолл-стрит джорнэл», 40 тысяч долларов.
Накануне фестиваля Международный союз молодых социалистов проводил летний молодежный лагерь в Копенгагене. Там под руководством завербованных ЦРУ молодежных лидеров готовились провокаторы-антифестивальщики. В Хельсинки агенты ЦРУ не гнушались тем, чтобы спаивать подростков для мобилизации их на хулиганские «подвиги». Одной из таких провокаций был налет на клуб советской делегации «Спутник», который закончился полным поражением налетчиков. Не принес им успеха и полуфашистский митинг на одной из центральных площадей, который разогнала полиция.
Группа юношей из Международного союза молодых социалистов распространяла в Хельсинки антифестивальные газеты. Не многие из молодых социалистов знали в то время, что их работа направляется ЦРУ. «Свою руку приложил к этому делу и Гелен (глава разведки ФРГ), – рассказывал позже председатель молодежной организации ФРГ «Соколы» Хайнц Литц. – Если бы мы знали об этом раньше, то не стали, конечно, участвовать в этих мероприятиях».
Тайные пружины подрывной и шпионской деятельности ЦРУ в американских университетах, как и международных организациях молодежи, начали обнажаться в 1967 году, после того как статья, опубликованная в журнале «Рэм-партс», положила начало расследованию деятельности-ЦРУ в студенческом и молодежном движении. Была раскрыта связь американской разведки с национальными и международными молодежными, студенческими, профсоюзными и другими организациями. Была разоблачена система тайного финансирования разведкой США находящихся у нее на службе организаций, вскрыты методы, формы и цели подрывной и шпионской деятельности ЦРУ в мировом молодежном движении. Стали широко известны люди и организации, которые помогали тайным службам империализма осуществлять их черную работу.
Выяснилось, что начиная с 1952 года ЦРУ ежегодно выплачивало 50 миллионов долларов десяткам организаций, в том числе и молодежным союзам, которые действовали как инструменты американской внешней политики, выполняя программу «ППП» – психологических, политических и подрывных акций разведки США. Для маскировки взносов «фирмы» – таково кодовое обозначение ЦРУ – тайная служба пользовалась услугами «Фонда на дела молодежи и студентов» (ФИСА), генеральным секретарем которого был агент разведки США Гарри Ланн. Ланн служил посредником между ЦРУ и молодежными функционерами, получавшими доллары от американской разведки, «мальчуганами», как называли их профессионалы из ЦРУ.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.