С первым секретарем Душанбинского городского комитета КП Таджикистана Гульджахон Бобосадыковой и первым секретарем Центрального комитета ЛКСМ Таджикистана Абдужабором Саторовым беседует специальный корреспондент «Смены» Валерий Евсеев
«КОМСОМОЛЬСКИЕ РАБОТНИКИ И АКТИВИСТЫ ПРИЗВАНЫ ПОКАЗЫВАТЬ ОБРАЗЦЫ БЕЗУПРЕЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЛУ, ВЫСОКИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, ПОСТОЯННО БЫТЬ В ГУЩЕ МОЛОДЕЖИ, МОБИЛИЗОВЫВАТЬ ЕЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПАРТИИ».
Из резолюции XVIII съезда ВЛКСМ
Прежде, чем начать эту беседу, я хочу представить своих собеседников.
Впрочем, давним читателям «Смены» Гульджахон Бабаевна Бобосадыкова уже знакома. Двенадцать лет назад наш журнал опубликовал очерк о ней, тогдашнем руководителе комсомола Таджикистана. Жаль, что нет сейчас возможности повторить полностью рассказ о человеке, чья жизнь стала примером для многих девушек горного края.
Напомню лишь коротко ее биографию. Родилась Гульджахон Бабаевна в небольшом таджикском городке Ура-Тюбе. В свое время здесь до последнего патрона отстреливались от наседавших басмачей ее отец и мать. Только вовремя подоспевшие красноармейцы спасли их тогда от расправы за свободолюбие, за то, что мать Гульджахон одной из первых женщин в районе сняла паранджу. Вряд ли думали они, что их дочь окончит в Таджикистане среднюю школу, поступит в университет. Гульджахон избрала физико-математический факультет, успешно защитила диплом, мечтала серьезно заниматься математикой. Но ей предложили комсомольскую работу. Сейчас Гульджахон Бабаевна говорит, что, повторись все сначала, она сделала бы тот же выбор, но добавляет: а поступала бы снова на физмат...
Друзья по комсомолу Гульджахон Бабаевну называли Розой. (Наверное, потому, что в переводе ее имя значит «весь мир в цветах».) Роза Бобосадыкова была первой в республике девушкой – секретарем комсомольского комитета университета, первым секретарем столичного горкома комсомола, первым секретарем ЦК комсомола республики.
И сейчас, когда Гульджахон Бабаевна давно находится на партийной работе, комсомольцы помнят Розу Бобосадыкову. В Душанбе молодой комсомольский работник рассказал мне случай уже многолетней давности. Роза обещала выступить на пленуме райкома комсомола. Но неожиданно выпал снег, и перевал на горной дороге был закрыт. Не летали и самолеты. И секретарь ЦК выехала в ночь и кружным путем, преодолев нелегкие 800 километров, как и обещала, прибыла к открытию пленума.
Не случайно запомнился этот эпизод. Он характеризует, пожалуй, главное в стиле работы Гульджахон Бабаевны – внимание к людям и обязательность.
Хочется только добавить, что ветерану комсомольского движения, опытному партийному работнику Гульджахон Бабаевне Бобосадыковой сейчас, всего сорок лет.
...Когда Роза Бобосадыкова прощалась с комсомолом, Абдужабор Саторов возглавлял комсомольскую организацию педагогического института. А перед этим был секретарем комитета комсомола школы, членом институтского комитета, секретарем комсомольского бюро факультета, получил диплом преподавателя русского языка и литературы. Ему предложили остаться на кафедре. Абдужабор Саторович отказался. «Не мог я, – говорит он, – учить студентов, будущих педагогов, если сам в школе не работал... И он поехал учителем в сельскую школу. Потом служил в армии в Белоруссии, после этого снова учительствовал в родных местах. И только приобретя некоторый педагогический и жизненный опыт, вернулся в институт. Работал преподавателем, старшим преподавателем, заместителем декана... Уже вырисовывалась тема кандидатской диссертации, но... (Вы помните то же «но» в биографии Г. Б. Бобосадыковой?) Да, вот тут-то, когда, казалось, дальнейший путь его определен, Абдужабора Саторовича избрали секретарем комитета комсомола института. Это была его первая должность, как говорим мы, освобожденного комсомольского работника.
Впрочем, это только говорится – освобожденного. От чего? От возможности планировать свое личное время согласно личным интересам? От необходимости выбирать, браться или не браться за самые трудные и ответственные дела? От возникающего порой желания промолчать и «присоединиться» к мнению кого-то другого?..
И хотя нашим собеседникам уже трудно представить иную жизнь, согласитесь, познакомившись с их биографиями, хочется задать им один вопрос. С него я и начал нашу беседу.
– Солдатами не рождаются – это выражение стало уже привычным. А комсомольскими работниками рождаются? И что это – призвание или необходимость? Ведь вы тоже, поступая в высшие учебные заведения, готовили себя совсем к другой профессии.
Г. БОБОСАДЫКОВА. Наверное, комсомольскими работниками не рождаются. Ими становятся. Но не как солдатами – по необходимости, а по призванию. Хотя это призвание редко выражается в форме наивной детской мечты. Я ни разу, например, не встречала мальчишку или девчонку, которые бы на вопрос «Кем ты хочешь быть?» ответили: «Комсомольским работником». Летчиком, космонавтом, трактористом, учителем – всем, кем угодно, комсомольским работником – не слышала. Однако подрастают мальчишки-девчонки, идут в школу, и почти все получают общественные поручения, пусть пока небольшие, но очень важные – командир октябрятской «звездочки», староста, редактор стенгазеты, потом комсорг, пионервожатый, член комитета комсомола. Постепенно общественная деятельность перерастает в потребность. Конечно, не все активисты школы, института или производства становятся комсомольскими работниками, но все комсомольские работники начинали с малых коллективов. Я тоже прошла весь этот путь. И когда передо мной встала необходимость выбора, я должна была решить, не что для меня важнее – математика или комсомольская работа, – а то, с чем я не могла расстаться. Я уже не представляла свою жизнь без общественной деятельности, без работы с людьми. А зерна, из которых взросло это, как я считаю и сейчас, правильное для меня решение, были посеяны гораздо раньше. Вообще комсомольский работник рождается в человеке тогда, когда он еще и сам об этом не подозревает. Ну и, естественно, чем больше зерен брошено в землю, тем больше будет всходов. Мы должны шире вовлекать людей в общественную жизнь, давать им больше возможности проявить себя...
А. САТОРОВ. В каждом человеке в большей или меньшей степени заложены организаторские способности. Надо уметь вовремя заметить их, помочь им раскрыться. Конечно, как уже сказала Гульджахон Бабаевна, далеко не все активисты-общественники становятся профессиональными комсомольскими работниками, но, думаю, каждому из них, где бы и кем он ни работал в дальнейшем, школа общественной деятельности сослужит хорошую службу. А то, что сегодня в комсомоле работают представители самых разных профессий – и инженеры, и педагоги, и агрономы, и юристы, – это естественно и необходимо.
Г. БОБОСАДЫКОВА. Комсомол, работающий под руководством партии, – это такая организация, в которую приходят люди с самыми разными вопросами. И мы должны всех принять, выслушать, должны во всем разобраться, уметь помочь. Конечно же, скажем, парню-механизатору, пришедшему в комсомольский комитет, будет проще беседовать с человеком, досконально разбирающимся в вопросах сельского хозяйства, строителю – со строителем и т. д. Поэтому «основные» профессии комсомольского работника никогда не оказываются для него лишними.
Важнейшим принципом партийного стиля руководства массами во все времена было и остается непременное условие – дойти до каждого. Ключ к успеху всей нашей работы – замечательный завет Владимира Ильича Ленина коммунистам, комсомольцам всех поколений:
« Жить в гуще.
Знать настроения.
Знать все.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Речь товарища Л. И. Брежнева на XVIII съезде ВЛКСМ
Кто и почему выступает против фестивального движения