Белорусская марка

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1221, апрель 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Завершается третий месяц третьего года пятилетки, месяц вроде бы обычный, обыденный, но есть в нем и свои приметы, – пишет нам секретарь комитета комсомола Минского тракторного завода, делегат XVIII съезда ВЛКСМ Евгений Янкович. – Мне как комсомольскому работнику эти приметы особенно видны. Я читаю обязательства своих товарищей по организации, и в каждом из них встречаю слова «досрочно», «качественно», «эффективно»... Так, например, все комсомольско-молодежные коллективы кузнечно-прессового корпуса обязались завершить задание трех лет пятилетки к первой годовщине новой Конституции СССР. Это хороший ответ на Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О развитии социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 года и усилении борьбы за повышение эффективности производства и качества работы», обсуждение которого состоялось во всех комсомольских организациях цехов и отделов нашего завода».

Инициативу молодых кузнецов Минского тракторного, как сообщает Янкович, поддержали многие рабочие коллективы республики.

О кузнецах Женя говорит с особой гордостью. Может быть, потому, что и сам был недавно кузнецом. После службы в армии Евгений Янкович встал к кузнечному прессу. Начинал, естественно, подручным. И одновременно учился в Минском политехническом институте. Когда он получал диплом инженера-конструктора, начальник куэнечно-прессового корпуса, по собственному признанию, «со слезами отпустил доброго кузнеца Янковича». Он и конструктором стал хорошим. Об этом свидетельствует трактор «МТЗ-82», ставший одним из главных экспонатов Центральной выставки НТТМ-78, в разработке которого принимал участие и конструктор Янкович. В конце прошлого года комсомольцы тракторного избрали Евгения своим вожаком.

Сообщений, подобных письму Е. Янковича, в редакцию сейчас приходит много.

Тюменские буровики из бригады Геннадия Левина решили в этом году установить мировой рекорд проходки буровых скважин.

Молодые шахтеры из Горловки Василий Кожурин, Василий Левок и другие забойщики комсомольско-молодежного участка шахты имени Гаевого приняли комсомольский встречный, план трех лет пятилетки они обязались выполните к юбилею Ленинского комсомола и выдать еще 9 тысяч тонн сверхпланового коксующегося угля.

А комсомольско-молодежная бригада из треста «Азовстальстрой», которую возглавляет Герой Социалистического Труда М. Бодашевскии, решила к 60-летию Ленинского комсомола выполнить плановое задание всей пятилетки.

Николай Литвинов, бригадир Фрунзенского завода электронных вычислительных машин, сообщает, что в бригаде осталось сейчас всего 8 человек, но они успешно справляются с объемом работы, которую недавно выполняли 15 человек. Производительность труда в бригаде выросла в первую очередь за счет рационализации и совершенствования технологических процессов. Одновременно значительно улучшилось и качество готовой продукции...

Сегодня в нашей традиционной рубрике «Гиганты советской индустрии» мы расскажем о минских тракторостроителях – крупнейшем предприятии этой отрасли – участии молодежи в его делах в канун XVIII съезда ВЛКСМ.

Стальная река

И течет она, медленно преодолевая заторы и мели, вбирая в себя множество ручейков, разрастаясь с каждой секундой. Можно часами наблюдать за её движением завороженно и молча, хотя у этой реки самое обычное название – заводской конвейер. Название общее для множества конвейеров, вдоль которых мне довелось ходить, и все же стальные эти реки не похожи друг на друга. Потому что отличают их скорость движения, растущая на невидимых волнах продукция и, конечно же, люди, обступающие их берега.

– Мне приходится задавать темп всей карусели, – улыбается слесарь-сборщик Минского тракторного завода Владимир Афанасенко. Он стоит у самого истока, укладывает на конвейер первый узел – переднюю полураму трактора.

А в самом устье водитель-испытатель Владимир Сытько сводит новорожденный трактор на землю, на которой и предстоит ему отныне жить и трудиться. Володе Сытько – 20 лет. Это, по словам одного тракторостроителя, «среднесборочный возраст». Володя впервые попал на завод много лет назад со школьной экскурсией и с тех пор «заболел» тракторами. Во время школьных каникул он работал в передвижной механизированной колонне, делал, по собственному выражению, «настоящую землю из болот да кочек», потом окончил с отличием СПТУ (учился, конечно, на тракториста) и, как отличник, получил направление в индустриальный техникум. Но поступать в техникум не стал, помнил о давней экскурсии на прославленный завод и сам хотел прикоснуться к изготовлению тракторов, на которых работал. Начальник сборочного цеха отозвался о Сытько как об одном из лучших водителей испытателей: «Несмотря на молодость, он чувствует машину до последней гайки».

Не разлюбив лесов и пашен, Володя научился понимать и любить металл. И стал, наверное, не вдвое – втрое богаче.

Водитель-испытатель Владимир Сытько одним из первых тракторостроителей поддержал почин стерженщицы сталелитейного корпуса Тамары Алехно. Накануне 60-летия Октября Тамара вместе с другими победителями предъюбилейного социалистического соревнования была сфотографирована на легендарном крейсере «Аврора». Возвратившись из Ленинграда, она предложила продлить юбилейную октябрьскую вахту до 60-летия ВЛКСМ. Почин этот подхватили тысячи комсомольцев Минского тракторного завода. А Владимир Сытько первым из водителей-испытателей обязался к тому же выполнить план трех лет десятой пятилетки ко дню открытия XVIII съезда ВЛКСМ.

Между истоком и устьем, между рабочими местами Владимира Афанасенко и Владимира Сытько – двести шестьдесят метров стального конвейера, по краям которого, кроме двух Владимиров, стоят еще 158 человек. Над центром конвейера установлено электронное табло, хорошо заметное со всех концов сборочного цеха. На табло почти через каждые три минуты вспыхивает новая цифра, а это значит – родилась еще одна машина. Прямо под этими мелькающими красными-цифрами рабочее место бригады Михаила Федюковича. В бригаде 19 человек, все они «среднеоборотного» возраста, и на двадцатипятилетнего бригадира смотрят с почтением – у него уже семилетний стаж.

– Миша, встречаемся в фойе Дворца культуры, – бросает на ходу слесарь Владимир Грудович. – Чтобы все при галстуках были.

– Да мы же, комсорг, и без галстуков красивые, – смеется вдогонку Федюкович и, ловко «играя» на кнопках выносного пульта управления кран-балки, несет навстречу очередному трактору сверкающую свежей красной краской кабину.

Начало

Улицы Минска были засыпаны битым кирпичом, обгоревшей бумагой и пылью, еще дымились пожарища, и, словно снег, падал с июльского неба легкий серый пепел. Над городом туманом стлался дым, и слабый ветерок разносил тошнотворно-сладкий запах сгоревшей взрывчатки. Среди руин высились одинокими небоскребами лишь многогранник Дома правительства да острая игла костела – в самый последний момент партизаны предотвратили взрыв этих зданий.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Трудное счастье познания

7 июня 1848 года родился Поль Гоген

Царский вагон

Рассказ

Город принял!..

Повесть. Продолжение. Начало в №№ 1 – 4, 6