— А печати?
— Печати были целы, но я все равно испугалась. Андрей Силыч послал за Нифонтовым и стал меня успокаивать.
— За Нифонтовым?
— Да, он же слесарь.
— И он открыл сейф? Как он это делал?
— Не... Я не знаю... Он пришел сердитый. Выпил стакан воды, потом принес какие-то железки и открыл сейф.
— Быстро?
— Да. Через полчаса я уже отпустила грибоваров.
— Хороший слесарь ваш вахтер.
— Да, – сказала она. – Его всегда зовут на тонкие работы. Так, как он, никто не умеет...
— Почему же он вахтер?
Она кинула на Кириллова косой взгляд и ничего не сказала.
– В самом деле, почему? – повторил он. Анюта вдруг резко остановилась и повернулась.
Ее лицо снова окаменело. Черные цыганские глаза смотрели в упор.
— Так вы никогда не найдете убийцу, – бросила она презрительно.
— Ошибаетесь, Анна Семеновна, – спокойно возразил следователь. – Именно «так» мы его и найдем. И знаете что?.. Вы меня убедили.
Черные глаза потухли. Плечи безвольно опустились.
– В чем?
– В том, что ключи вы не теряли... Отреагировала она точно так, как и ожидал Кириллов. Его слова оказались той самой каплей, которая переполнила чашу. То, что она старательно прятала от себя, о чем не хотела думать, выплеснулось наружу. Она ЗНАЛА, что не теряла ключи, она была уверена в этом. Но она не допускала мысли о том, что ключи мог вытащить из сумки ее Саша, парень, которого она любила и который, как ей казалось, любил ее. Когда она узнала, что он исчез, она подумала о ключах, но тут же отогнала эту мысль. Она ждала, что он напишет ей и все выяснится, все встанет на место. Но оказалось, что Мямлин убит. Она не имела понятия, нашли ключи или нет. Да она и не думала о ключах. Смерть Саши ошеломила ее, ни о чем другом она не могла думать. А потом вдруг пришел следователь и опять завел разговор о ключах. Сначала она ничего не поняла, потом сообразила, что ключи не найдены, и стала убеждать и Кириллова и себя в том, что смерть любимого и утрата ключей никак между собой не связаны. Кириллову потеря ключей тоже казалась привходящим обстоятельством. Однако по мере того, как беседа с Анютой продвигалась вперед, он стал сомневаться: а так ли это? Не закидывает ли он сеточку в пустой водоем, где, кроме ила и тины, нет ничего? А вдруг привходящие обстоятельства – это все то, в чем он так старательно копается, пытаясь связать прошлое с настоящим? А что, если эта история с выстрелом проста, как яйцо? Мямлин и Нифонтов... Первый шантажировал второго... Довел старика до отчаяния напоминаниями о его темной биографии, потом потребовал... Что он потребовал?.. Подвернулся случай – в кассе остались на ночь деньги. Ведь если бы Нифонтов пустил Мямлина в контору, произошла бы рядовая кража – не больше. Изъяв деньги, Мямлин опечатал бы снова сейф, поскольку все приспособления для этой операции лежали в ящике стола, ключ от которого был на связке, закрыл бы комнату бухгалтерии, а утром, встретив Анюту, сумел бы как-нибудь незаметно всунуть ключи в сумку. Доказывай, смугляночка, что твоей вины нет. Вахтер засвидетельствовал бы, что ночью посторонние к конторе не приближались. И вышел бы камуфлет. Но Нифонтов на это дело не пошел. Не выдержали у старика нервы, и он схватился за наган. Все остальное вписывалось в картину преступления. Чемодан – инсценировка. Примитивная инсценировка, проделанная в спешке. Вот только трубки... Да и сам Мямлин. Не тот человек Мямлин, ох, не тот... И тем не менее... Ключи-то, похоже, все-таки выкрали. Анюта понимала это и молчала... «Мне он ничего не сказал».
И смотрела Анюта, как загнанная лошадь.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.