Молодой московский скульптор Михаил Переяславец в прошлом году был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола за работы «Мой современник», «Победитель», «Молодой строитель». Уже по названиям скульптур можно определить творческие привязанности художника: это образы современников, сверстников, чей созидательный труд служит на благо народа, во славу Родины.
Путь к творчеству у Михаила Переяславца не был прямым и легким. Родившись в семье художников, он не очень интересовался живописью и, как сам вспоминает, делал все, чтобы не рисовать. Увлечение изобразительным искусством пришло позже, и в последний школьный год Миша твердо решил: он станет художником. Однако чтобы осуществить свое желание, ему пришлось проявить незаурядное упорство и силу воли. В Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова он поступил с третьего «захода», а сначала был в институте подсобным рабочим, много рисовал и все свободное время проводил в мастерской, где «колдовали» студенты-скульпторы под руководством М. Ф. Бабурина. Удивительное искусство – оживить камень, заставить его скорбеть, ликовать, думать – захватило молодого художника. В студенческие годы он самозабвенно и упорно работает, ведет кружок юных художников в одном из жэков Свердловского района Москвы, ездит по стране. Побывав в Самарканде, Бухаре, Хиве – городах, где сохранилось много памятников древнего искусства, Михаил Переяславец еще раз убеждается в том, что его особая любовь – люди XX века, труженики сегодняшних дней.
На молодежной выставке 1972 года появляется «Эвенк с рыбой», отмеченный премией Московского горкома комсомола. С этого года начинается для Переяславца жизнь, насыщенная поисками и трудом, расширяется диапазон тем. Работы «Виолончелистка», «Рыбак», «Мальчик на корточках», «Спящий мальчик», «Поющие дети», «Боцман Полувьянов», «Борцы» были представлены на выставках самых различных рангов. Молодого мастера особенно привлекает мир детства. Его скульптуры, посвященные детям, отличаются необыкновенной мягкостью, редким пониманием внутреннего мира ребенка. Замечательна в этом смысле скульптурная группа «Поющие дети», в которой привлекают образы детей, исполняющих песню с самозабвением, страстностью, безграничной искренностью...
Сейчас Михаил Переяславец работает в студии военных художников имени М. Г. Грекова, недавно по приглашению Политуправления Польской Народной Армии побывал в братской стране и сделал портрет молодого летчика, уже выставлявшийся в зале на Кузнецком мосту.
Работы последних лет показали, что Михаилу Переяславцу, скульптору глубокому, вдумчивому и строгому к своему творчеству, по плечу самые серьезные темы.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Фантастическая повесть