Обсуждаем проект Конституции СССР
Сейчас во всех первичных комсомольских организациях страны проходит Ленинский урок «Я – гражданин Советского Союза», на котором комсомольцы и молодежь обсуждают проект Конституции, документы майского Пленума ЦК КПСС и IX Пленума ЦК ВЛКСМ. В выступлениях на Ленинском уроке и на открытых комсомольских собраниях ярко проявляется социальная активность наших юношей и девушек, их гражданская позиция, их ответственность за успехи нашей страны, их гордость за свою Родину – Союз Советских Социалистических Республик. Эту возросшую социальную активность нашей молодежи отметили и корреспонденты «Смены», присутствовавшие на открытом комсомольском собрании в цехе №17 Рязанского станкостроительного завода.
У Рязанского станкостроительного завода всемирно известная марка. И это без всякого преувеличения: продукцию предприятия покупают фирмы США и Швеции, ФРГ и Англии... Станки с маркой РСЗ знают в 74 странах мира, на всех континентах, если, конечно, не считать суровую Антарктиду. Завод молод, ему только 28, молоды и его рабочие. Молодым здесь доверяют во всем, им часто поручают самую важную и ответственную работу. Не случайно же в цехе № 17, где собираются станки с числовым программным управлением, большинство рабочих и руководителей носят комсомольские значки.
В перерыве между сменами собралась в цехе молодежь, пришли ветераны завода, заслуженные рабочие. Начался заинтересованный, деловой разговор о тех правах и обязанностях, которые записаны в проекте Основного Закона нашей жизни.
Советский человек всегда имел много прав, пользовался ими и гордился ими. Я хочу остановиться на одном очень важном, на мой взгляд, моменте, обеспечивающем гармоническое развитие личности. Это – право на творчество, сформулированное в проекте Конституции.
И на примере нашего цеха можно ясно увидеть, насколько это нужная и важная статья. Многие нагни комсомольцы отдают свободное время художественной самодеятельности, занимаются в кружках заводского Дворца культуры. Но среди различных видов творчества я хочу особо отметить техническое. Я сам рационализатор, поэтому оно мне наиболее близко.
Комсомольцы и молодежь нашего цеха постоянно ищут внутренние резервы производства и стремятся внести свои коррективы.
Вот цифры: в 1976 году экономический эффект от внедрения рацпредложений в цехе составил 22 тысячи рублей при плане 5 тысяч. И только в первом квартале 1977 года сэкономлено 17 000 рублей, значительно больше запланированного.
Правда, эти показатели могли быть еще лучше, если бы рацпредложения не залеживались, быстрее внедрялись в производство. Мне кажется, стоит дополнить 47-ю статью нашего Основного Закона указанием на то, что «Государство обеспечивает всемерное использование результатов изобретательской и рационализаторской деятельности трудящихся».
На заводе систематически проводятся смотры технического творчества молодежи. Так, в 9-й пятилетке проведено три этапа смотра под девизом «Пятилетке – ударный труд, мастерство и поиск молодых!». За период третьего, заключительного, этапа смотра молодыми рационализаторами было подано 305 предложений, внедрено 168, экономия составила 31,3 тысячи рублей.
Лучших показателей по выполнению условий смотра добились молодые изобретатели сборочного цеха № 17, электроцеха № 36, отдела главного энергетика. Все они по итогам смотра были награждены дипломами и денежными премиями. Коллектив новаторов Рязанского станкостроительного завода завоевал третье место в своей отрасли.
В каждой строке проекта Конституции как бы сконцентрированы те завоевания, которые сделаны нашей страной, нашим народом за шестьдесят лет. Каждая статья проекта открывает самые широкие возможности нашей молодежи. Как человек рабочий, я прежде всего отметил бы гарантированное право на труд и на выбор профессии.
Государство помогает человеку определиться в жизни, создает условия для работы. У каждого из нас – все возможности для профессионального роста. Тут и наставники помогают, и конкурсы различные, и школы передового опыта. Мне, конечно, по высокому разряду работать интересней. И заводу, думается, выгодно иметь больше квалифицированных кадров. Так тесно переплетаются личные и заводские интересы. Обратите внимание – и в обязательствах участков есть непременно пункт о повышении квалификации. А хочешь дальше учиться, со стороны завода полное понимание.
Когда я почувствовал, что не хватает знаний на сложной работе, поступил в станкостроительный техникум, получаю специальное образование без отрыва от производства. Обычная, в общем, биография.
Вот еще о чем должен сказать. В выборе жизненного пути поначалу могут случаться и ошибки. Беда небольшая, если человек свою ошибку вовремя понял и исправил. Но бывает, что под правом на труд и на выбор профессии понимают право с легкостью необыкновенной менять специальность, место работы, порхать с завода на завод, со стройки на стройку. Нам гарантируется право на труд. Но оно также предполагает уважение к труду, к товарищам по работе.
Еще на один вопрос хочется обратить внимание. Мы выпускаем самые современные станки. Но посмотрите, подносить и ставить деталь, порой тяжелую, приходится вручную. Поэтому статью 21 проекта Конституции предлагаю дать в такой редакции: «Государство заботится об улучшении условий труда, о сокращении и постепенном вытеснении тяжелого ручного труда на основе комплексной механизации и автоматизации производства».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.