– Ошибка. Я в Каракумах не шагал. Канал Иртыш – Караганда – другое дело. Зовут? Виталий Петрович. Конев, если полностью. Откуда? Станция Костромская Ярославского района, Краснодарского края...
Диалог наш начался, когда машинист находился на мостике, закончился на 'земле. Виталий спустился по трапу и вскинул руки, удивляясь:
– Болота!
Есть чему удивляться: не Тюмень ведь, юг Украины, и на тебе, болота! Отсюда и особенности. Прежде чем начать строительство насосных подстанций, нужно проделать уйму подготовительной работы. Ну, прежде всего возвести оградительные дамбы, откачать воду, наладить систему водоотлива, лишь потом уже рыть котлованы. Сам канал имеет 80 метров в ширину и 240 километров в длину. Конечно, можно было не лезть в пойму Орел и, а идти полями. Но тогда бы загубили около 100 тысяч гектаров пашни. Оставались болота, в них и шагнул канал.
Конев приехал позже и, конечно, не помнит, как начинался канал. Правда, единого мнения на этот счет не существует. Есть три версии.
Первая – с объявления, написанного Жовнарчуком. Вторая – со стола и стула, реквизированных Жовнарчуком. Третья – с пишущей машинки, добытой Жовнарчуком у местного населения.
Итак, ранней весной, а точнее 24 марта 1970 года, на станции Перещепи-но с поезда сошел мужчина лет сорока. В руках он держал лист ватмана, свернутый в трубку. Дежурный милиционер Доложил по инстанции, что около девяти утра некий гражданин, назвавший себя начальником СМУ какого-то канала, пытался вывесить на здании вокзала плакат нижеследующего содержания:
«Я ЗДЕСЬ. Жовнарчук».
Все-таки в конце концов он это объявление повесил. Как и обещал тем, кто
собирался в дорогу из Таджикистана, с Нурекской ГЭС.
...Был солнечный день. Вахш покорно отдавал свою силу гидротурбинам. Жовнарчук вспомнил, как с друзьями поднимал на скалы первую передвижную электростанцию. Тогда они получили свет – аж на шесть лампочек. Не так просто было по отвесной скале дотянуть на тросах эту электростанцию. Месяца полтора они ее вытягивали и дали свет там, где никогда его не было. Жовнарчук вдруг обнаружил, что ему до слез жалко покидать Нурек.
Провожало Жовнарчука множество семей. Не человек – семей. Для них он и приготовил тот плакат на вокзале в Перещепине. Все так просто. Дежурный милиционер наконец тоже понял и сам помог повесить объявление.
Не знаю, как начался бы канал Днепр – Донбасс без веры в Жовнарчука. Ведь столько семей приехало. Ведь и поближе работа была, а за ним потянулись. Чем он их приворожил?
– Послушай, может быть, ты мне объяснишь, а?
Владимир Михайлович Житников – 1939 года рождения, из города Рубцовска, Алтайского края, участник строительства Бухтарминской ГЭС, канала Иртыш – Караганда, Нурекской ГЭС – ответил:
— Несерьезный он человек. Руки, говорит, у тебя красивые. А что в них? – И Владимир положил на стол две ладони. Стол был большой, канцелярский. Володины руки половину заняли. В таких руках можно держать 11 профессий. Житников – экскаваторщик, плотник-краснодеревщик, стекольщик, слесарь, шофер, бульдозерист...
— Странный вопрос, – говорил Леонтий Иванович Пьянков, уроженец села Вари, Удмуртской АССР, бульдозерист, участвовавший в строительстве канала Иртыш – Караганда, Нурекской ГЭС, – приехал я, прочитал объявление. Нашел Жовнарчука. А он говорит: к работе приступать сейчас надо. У тебя сыновей трое, не ошибся? Старших устрою по специальности, а младшего в детский сад. Ночевали в вагончике. Он тоже напротив жил. Квартиру в поселке получил позже всех нас.
Виталий Николаевич Федяков, выходец из деревни Соколята, Свердловской области, работал экскаваторщиком на строительстве Горьковской железной дороги, строил КамАЗ, добавил:
– В корсете ходит. Это у него после аварии. Выручал одного парня, сам по страдал. Я лично очень трудно физическую боль переношу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.