Не приземлять вдохновение

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1180, июль 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Неужели сама?! – спрашивает Иван Васильевич Дражин, рассматривая хитроумную деталь, сделанную дочерью.

Он понимает толк в металле: сам в пятнадцать лет сел на трактор, овладел и токарным станком и фрезерным. И в его вопросе – удивление знатока и уважение к мастеру.

– Конечно, сама! – подтверждает Ковалев. – У нас ребята все сами делают.

Действующую модель одного из минских автомобилей в училище изготовили раньше, чем этот же самосвал сошел с заводского конвейера. Ребята делали не игрушку, а настоящую машину, только в масштабе 1:10. Уменьшали все, включая каждую гайку. Кабину сначала выполнили в гипсе, потом отлили форму и только тогда отштамповали. Швеллер для рамы тоже сами сделали (такого по ГОСТу не существует). Вышла машина всем на удивление. Она с успехом демонстрировалась на многих выставках технического творчества, ее создатели были награждены медалями ВДНХ СССР. Работа над этой моделью стала для многих слесарей, токарей, фрезеровщиков особым пропуском в ряды рационализаторов и своеобразным дипломным проектом.

В девятом училище, как и в большинстве учебных заведений профтехобразования республики, каждый выпускник обязан представить экзаменационной комиссии свою итоговую работу, в чем-то похожую на дипломный проект студента вуза или техникума: те же листы чертежа, те же объяснения по спецтехнологии и материаловедению да плюс ко всему еще готовая деталь или какое то приспособление, прибор, оснастка. Многие из этих работ остаются в училище как экспонаты музея или же занимают свое место в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских.

– Конечно, хотелось бы, чтобы каждая работа наших выпускников была чем-то новым, но, к сожалению, мы порой и сами не знаем, что нового в автомобилестроении, – признается Якимов. – Училище хоть и называют порой «главным цехом МАЗа», но слова эти не всегда подкрепляются делом. Например, ту же научную информацию мы получаем от случая к случаю. К тому же доходит она к нам уже значительно устаревшей.

В слесарной мастерской мне показали тренажер для контроля над опиливанием плоскости. Приспособление довольно простое, но оно значительно сокращает процесс обучения слесаря, помогает ему быстро овладеть навыками работы.

– Мы даже предложили этот тренажер в качестве экспоната для нашей республиканской выставки, – сказал

Ковалев, – но оказалось, мы изобрели «велосипед»

Я могу подтвердить мнение насчет «велосипеда», потому что видел уже подобный тренажер несколько лет назад в Днепропетровске. Его придумал мастер Днепропетровского ГПТУ-15 Герой Социалистического Труда Николай Зиновьевич Николаев. Лет десять добивался он признания этого тренажера в качестве учебного пособия. И добился признания. Голого, как сказочный король. А чертежи тренажера он по-прежнему делает сам и сам рассылает тем, кто обращается к нему за помощью. А обращаются многие, особенно после того, как журнал «Смена» (№ 10,1974 г.) рассказал о работе днепропетровского мастера.

Тесно в девятом училище. Здание старое, кабинеты, лаборатории и мастерские мало приспособлены для подготовки рабочих на современном уровне. Министерство автомобильной промышленности СССР уже третью пятилетку обещает улучшить условия подготовки рабочих кадров для МАЗа, но и в десятой пятилетке планирует построить только мастерские.

Еще хуже положение с производственным корпусом в техническом училище № 94, существующем при Минском тракторном заводе. Училище недавно отметило свое тридцатилетие, и все эти годы ютится во временных помещениях. Теперь оно арендует один этаж у Минского машиностроительного техникума. Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР тоже не один год обещает будущим тракторостроителям подарить новое здание. Но обещанного, как говорится, ждут три... Нет, простите, гораздо больше лет ждут.

Председатель Государственного комитета Совета Министров БССР по профтехобразованию Лев Георгиевич Максимов сказал, что существовал даже проект нового училища. Но существовал он так долго, что устарел, не успев воплотиться в стекло и бетон. Теперь проектировщики снова собирают исходные данные. Улита едет...

– Я все же из породы оптимистов, – сказал мне директор училища Алексей Лукич Хуторной. – И надеюсь еще поработать в новом здании. А вот ребятам, что придут к нам через год-два, придется жить и работать в тех же условиях, в каких занимаются и нынешние учащиеся.

В девяносто четвертом училище работают десятки кружков технического творчества, почти триста будущих тракторостроителей являются членами общества рационализаторов и изобретателей. В их полное распоряжение отдан крохотный радиоузел, в котором могут одновременно «колдовать»... два-три молодых Эдисона. И все-таки теснота не ограничивает творческую мысль учащихся: только за последний год они создали сотни приспособлений, множество наглядных пособий для учебных кабинетов и лабораторий, усовершенствовали технологию изготовления сверлильного станка, спрос на который значительно опережает мощности учебных мастерских, оборудованных, правда, не хуже заводских цехов.

В мастерских, за неимением специальных помещений, по сути дела, и ведется вся работа кружков технического творчества. Здесь же зачастую проходят и теоретические конференции и встречи с известными заводскими новаторами, такими, как бывший воспитанник училища, лауреат премии Ленинского комсомола токарь Николай Неверко или Герой Социалистического Труда, член ЦК КПСС, слесарь-инструментальщик Евгений Иванович Климченко. Большую помощь развитию технического творчества учащихся оказывают совет ВОИР и комитет комсомола завода. Над всеми учебными группами шефствуют комсомольские организации цехов и отделов. Занятия в кружках регулярно проводят специалисты и рабочие-новаторы. В смотрах НТТМ воспитанники училища участвуют вместе с молодыми рабочими завода. Для воплощения некоторых идей в металле создаются и смешанные творческие бригады.

– Наше пристальное внимание к делам училища объясняется просто, – улыбается Неверко. – Почти половина членов заводского комитета комсомола вышла из его стен.

Думаю, что это внимание объясняется и тем, что на МТЗ не на словах, а на деле считают училище своим основным цехом. Недавно здесь утвержден план мероприятий по развитию училища в десятой пятилетке. В частности, на строительство нового учебного корпуса, общежития и спортивного комплекса выделяется почти 2,5 миллиона рублей.

Но все это планы. А пока еще девяносто четвертое училище находится в худшем положении, чем соседнее девятое, – в худшем, если брать в расчет только квадратные метры производственной площади. И в то же время работать здесь гораздо легче благодаря постоянному вниманию и помощи руководства, партийной, комсомольской и всех общественных организаций Минского тракторного завода.

В ГПТУ-9 о таком внимании и поддержке только мечтают.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены