Виток спирали

Валерий Краснов| опубликовано в номере №1186, октябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

– А ты бы как сделал? – спросил Николай. Тот начал рассказывать. Взяли бумагу, карандаш, чертили, писали. На другой день пошли в БРИЗ. Предложение было признано толковым. Эффект, – правда, всего 200 рублей. Но это явилось лишь началом. Потом было внедрено 375 предложений комсомольцев завода, которые дали экономический эффект 589 тысяч рублей.

До ноябрьских праздников оставалось несколько дней. Рабочая смена на заводе только началась, когда Николая кто-то позвал к телефону.

– Николай, – узнал он голос секретаря комитета комсомола завода, – поздравляю. Тебе за активное участие в реконструкции присуждена премия Ленинского комсомола.

– Тебе какого Николая? Это Зайкову телефона. Позже узнал, что действительно так высоко отмечен его труд, и заверил тех, кто его поздравлял:

– Отработаю!

Миллионеры

В это время комсомольская организация Уралвагонзавода стала миллионером. Миллионный рубль внесли молодые участники реконструкции в свою копилку. Но работа продолжалась.

Подводились итоги. Если в первый год реконструкции было выпущено всего 527 полувагонов новой марки, то в 1975-м – уже 6100. Два года реконструкции увеличили мощность цеха в 12 раз. За 1975 год «Комсомольский фонд бережливости» пополнился еще 587 тысячами рублей. Теперь денег хватало, чтобы построить 100 сверхплановых полувагонов. Но их не строили. Ждали.

А ждали вот чего. На одном из заседаний штаба зашел разговор о том, что настала пора рапортовать о выполнении поставленной задачи. Начальник штаба Данилов сказал:

– Мы обязались провести реконструкцию быстро и качественно. Согласен, все работы сделаны быстро, но качественно ли?

Всех это несколько удивило. Приемная комиссия признала, что реконструкция проведена хорошо, а Данилов доказывал, что последнее слово за качеством продукции. Только по нему можно оценить работу комсомольцев. Вскоре стало ясно, к чему клонит начальник штаба. Он хотел, чтобы штаб продолжал шефство над вагоносборочным до тех пор, пока новому полувагону не будет присвоен государственный Знак качества. Вот тогда можно рапортовать! Возражавших не было. И вагоносборочный был оставлен в списках подшефных объектов, которых теперь у штаба насчитывалось десятки. А для того, чтобы ускорить подготовку полувагона на аттестацию, здесь организовали соревнование за звание не просто лучшей бригады, а лучшей творческой бригады. Для таких бригад высокие проценты хорошо, а подача и внедрение рационализаторских предложений по повышению качества полувагона – лучше. Первым пунктом стояло качество. Под этим подразумевалась не просто качественная обработка деталей и сборка полувагона, а работа по улучшению его характеристики. Это далеко не одно и то же. Нужно не только добросовестное отношение к труду, а и творческое.

Объявили смотр-конкурс на лучшее изобретение или рационализаторское предложение, направленное на усовершенствование узлов и сборки полувагона. Не надеясь на вывешенные листки-объявления, собрали молодых рационализаторов и объяснили им задумку штаба. Результат превзошел все ожидания. Комсомольцы отдела главного конструктора Б. Гладышев и В. Потапов спроектировали и изготовили регулятор цикла сварки, экономический эффект от внедрения которого составил 310 тысяч рублей. Причем, как и предусматривалось условиями конкурса, это новшество было направлено в первую очередь на улучшение качества полувагона.

Всего в конкурсе приняло участие 1191 человек. Их предложения внедряли 1236 членов творческих бригад.

Чем же в это время занимались посты качества на реконструкции? Ведь основные работы были завершены. Но нашлось и им дело. Вот какое. Не везде, как и в приведенном нами раньше примере, после реконструкции увеличивалась мощность участка. Казалось бы, прямого отношения к постам качества это не имело. Но смотря с какой меркой подходить! Если с меркой хозяина, то комсомольцы просто не могли не замечать непорядков там, где проходила под их контролем реконструкция. Поэтому и решили выяснить, почему же на формовочном участке так часты случаи брака, низка производительность труда. К проверке была привлечена творческая бригада цеха мелкого стального литья. Тогда на заводе уже считали, что формовочный участок придется снова реконструировать, и нужны значительные средства, и предложение поста качества просто изменить порядок операций в технологической цепи не было принято всерьез. Только после консультации с ведущими специалистами комсомольцев поняли. Изменили планировку. Производительность труда в цехе повысилась на 150 процентов. Дважды по просьбе рабочих пересматривались нормы выработки в сторону увеличения.

Возникает правомерный вопрос: почему это никто не мог выяснить и исправить недостатки, а тут пришли комсомольцы, все сразу поняли и исправили? Что это за всесильный и всезнающий штаб? Насчет всесильного скажем так: сила штаба в том, что его ценит и поддерживает руководство завода. А насчет всезнайства разговор особый. Это действительно серьезный орган, поскольку в Штабе самые опытные специалисты самых различных профессий. Здесь электроники, проектировщики, инженеры, механики... Концентрация этих сил произошла в процессе реконструкции.

День, которого ждали комсомольцы, настал неожиданно. Через шесть месяцев после того, как с конвейера сошел первый цельнометаллический полувагон, ему был присвоен государственный Знак качества.

Задача, поставленная перед штабом в день его образования, была выполнена полностью.

Продолжение следует

Многие железнодорожники, осматривая вагоны, наверняка обратили внимание на необычный знак, выбитый на различных узлах вагона, – пятиугольник с комсомольским значком внутри. Вот этот знак мы можем отнести к началу уже второго этапа реконструкции на Уралвагонзаводе. Причем тут реконструкция? Притом, что соревнование за право работать с «Паспортом комсомольской гарантии качества» и личным комсомольским клеймом было начато по инициативе постов качества на объектах реконструкции. Соревновались те, кто изготавливал детали и узлы для этих объектов. Тут ставились первые знаки комсомольской гарантии качества. Это потом в соревнование включились комсомольцы всего завода. Сейчас за это право борются 127 комсомольско-молодежных коллективов завода. Теперь не только на продукции, полученной в результате реконструкции, а и на многих других деталях стоит комсомольское клеймо. Это всего лишь один пример того, как повлияло участие в реконструкции на все стороны деятельности комсомольской организации.

Можно рапортовать. О чем? О том, что выполнили задачу. Но ведь теперь у штаба другая задача. Кроме вагоносборочного, комсомольцы взяли шефство над реконструкцией еще 23 цехов завода. И после того, что сделано в вагоносборочном, можно всего лишь пометить, что один из пунктов общей задачи выполнен. Ведь реконструкция не только продолжается, она растет. Омолаживаются, набираются сил десятки цехов завода. И комсомольскому штабу по реконструкции еще много предстоит сделать. Снова начинается большое дело. В июне этого года состоялось очередное заседание штаба, на котором нынешний секретарь заводского комитета комсомола Николай Малых сообщил:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены