У наших танцоров еще нет таких громких титулов и наград, как у их коллег. Но некоторые из тех, кто окончил нашу школу, уже исполняют основные партии в балетных спектаклях Государственного академического театра оперы и балета Литовской ССР, танцуют на сцене Каунасского музыкального театра, в прославленном ансамбле литовских народных песен и танцев «Лиетува». Не раз уже наши учащиеся привлекали внимание самых требовательных критиков исполнением балетов «Коппелия», «Щелкунчик», «Шопениана» и других.
Самой высокой наградой является для нас премия Ленинского комсомола, которой Школа искусств имени Чюрлениса была удостоена в 1972 году за выдающиеся успехи в деле эстетического воспитания детей и молодежи.
О всех этих премиях, призах, наградах и медалях, об успешных выступлениях учеников школы в городах родной республики, за пределами Литвы, за рубежом у нас в школе знает каждый, о них часто писалось в газетах и журналах. Но всякий раз, когда возникает разговор на эту тему с нашими учащимися – маленькими и большими, – педагоги стараются направить его в такое русло, чтобы заострить внимание детей не на лаврах и наградах, букетах цветов и аплодисментах, а на том огромном труде, который вложен в завоевание каждого из этих трофеев.
Вопрос о «лаврах» тут затронут не случайно. Ведь нам хорошо известно, что многие мамы и папы еще задолго до того дня, когда их любимцы поступают в Школу искусств, уже мечтают о том, чтобы они стали всемирно известными солистами, знаменитыми балеринами, неповторимыми художниками – словом, «звездами» первой величины. Мы принимаем самых способных, и все же кое-кому из наших учеников со временем приходится расстаться с мечтой об окончании Школы искусств и перейти в обычную среднюю школу. Трагедии мы в этом не видим, ведь благодаря тому, что дети у нас проходят полный курс общеобразовательной средней школы, особых трудностей с дальнейшей учебой не бывает. Полученные же у нас знания по разным видам искусств в любом случае даром не пропадают.
В Конституции СССР зафиксировано важное завоевание нашего общества: «Граждане СССР имеют право на образование». Оно имеет самое прямое отношение и к нашим ученикам. Однако мы постоянно напоминаем им, что реализовать это свое право они могут только в одном случае: если всегда будут трудиться с полной отдачей.
Мы с самого раннего возраста приучаем наших воспитанников к мысли о том, что им предстоит стать тружениками искусства, что уделом работника искусств является прежде всего повседневный и весьма нелегкий труд, а не ослепительная слава... По той же причине у нас не в почете слово «вундеркинд», хотя я твердо убеждена том, что среди наших «чюрлёнят» много действительно ярких талантов.
Преподавателями у нас работают многие видные деятели искусств республики. Одни из них умеют и любят учить самых маленьких, начинающих; другие, по складу своего характера и стилю работы, предпочитают брать под свою опеку детей, уже прошедших начальную стадию обучения и накопивших определенную сумму знаний, навыков и умений. Опираясь на этот багаж ученика, они берутся за формирование его творческой индивидуальности, помогая ему добиваться профессионального мастерства и совершенства.
Здесь перед школой возникает важная проблема: как добиться того, чтобы личность, авторитет, стиль педагога не подавляли дарования, способностей, индивидуальности ученика, а, наоборот, вдохновляли его на поиски своего пути, своего «Я». Это имеет большое значение на всех отделениях школы, в любой специальности. Ведь нам нужно не «штамповать копии» выдающихся представителей разных видов искусства, а развивать молодые таланты, создавать для них благоприятные условия для раскрытия своих наиболее ярких качеств, для подлинного творческого роста. Поэтому в работе наших лучших педагогов мы особо ценим умение передавать ученикам мастерство, поощряя их стремление к самостоятельной работе, давать прочную основу профессионализма, не навязывая своей манеры, своего почерка.
...Каждый год мы принимаем сотни гостей из нашей страны и из-за рубежа. Нередко гости становятся нашими последователями. Так началось наше шефство над детской школой искусств в столице Северной Осетии Орджоникидзе. Предполагается, что школы, подобные нашей, будут открыты в Ташкенте, в Тольятти, в столице братской Болгарии. Большой интерес к школе имени Чюрлениса, который проявляют наши друзья из всех республик страны, открывает огромные возможности интернационального воспитания... Я вспоминаю наше пребывание в Северной Осетии. В горах, в Курталинском ущелье, стоит памятник Ленину, воздвигнутый горцами сразу же после смерти самого дорогого для всех нас человека. В глазах наших детей, стоявших у памятника, я видел безмолвное ощущение той человечности, той великой простоты, которая отличала "Владимира Ильича. Такие моменты не исчезают из памяти, соединяя прочувствованное с нашими самыми глубокими убеждениями.
Запечатлелся в памяти вечер в городе Делфте (Нидерланды), где наши оркестранты музицировали вместе с молодыми голландцами. Как удивительно звучала тогда музыка Чайковского и Андриссена... С большим удовольствием я наблюдал дружеское общение ребят, слушал их веселые шутки... А когда нужно было решить, какое произведение исполнит школьный оркестр на заключительном концерте победителей международного конкурса в зале западноберлинской филармонии, стоящей в полукилометре от рейхстага, все единогласно решили: Камерную симфонию Шостаковича, посвященную памяти жертв фашизма и войны. И играли, и как играли! По реакции трех тысяч слушателей я понял: все, что вложили в игру дети, дошло до зрителей, заставило их задуматься о страшном, таком еще недалеком прошлом. И сыграть так нашим детям помогло не только высокое профессиональное мастерство, но и чувство истории, чувство советского патриотизма, чувство животворной связи между поколениями... Все это существует в некоем единстве, одухотворяющем искусство наших воспитанников, сообщающем ему подлинную глубину и человечность. И сейчас, в дни великого праздника – шестидесятилетия Октября, я с особым удовлетворением отмечаю в наших учениках способность чувствовать именно так, способность, развитую и воспитанную в них школой имени Чюрлениса.
Пройдут годы, наши ученики вырастут, и мы твердо верим, что подавляющее большинство найдет свое место в искусстве. Но нам недостаточно того, что они станут квалифицированными исполнителями, дирижерами, художниками, танцорами. Нам еще очень важно, чтобы они выросли настоящими людьми, творцами будущего своей великой Родины. И очень хочется, чтобы они еще в годы учебы глубоко прониклись идеями добра и красоты, которые своим искусством утверждал Чюрленис, чтобы им глубоко запали в сердца его слова: «Как это прекрасно – быть нужным людям и чувствовать свет в своих ладонях».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Беседуют Сергей Соловьев, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола и Григорий Чухрай, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии