Документы и воспоминания
Значение Словацкого национального восстания было огромно. С точки зрения военной восстание нарушило коммуникации в тылу врага и в течение двух месяцев связывало несколько хорошо вооруженных немецких дивизий, которые не могли быть переброшены на другие фронты. Когда в результате перевеса противника в живой силе и технике восстание было подавлено, патриоты разбились на партизанские группы и ушли в горы. Словацкие партизаны своей борьбой подготовили и ускорили наступление победоносной Красной Армии и способствовали, таким образом, освобождению Словакии и всей республики. С точки зрения политической восстание было выражением вековечной мечты словаков о свободе, доказательством силы и неистребимости народного духа... Оно недвусмысленно высказалось за единство и братство чехов и словаков, за идею единого чехословацкого государства.
Генерал армии Людвик СВОБОДА, Президент ЧССР
* * *
Условия для непосредственной подготовки всенародного выступления складывались начиная с 1943 года. Победы Советской Армии, которые знаменовали перелом в ходе антифашистской борьбы, углубляли внутренний кризис клерикально-фашистского государства и активизировали даже некоммунистические элементы, участвовавшие в этой борьбе. Все более частыми становились переходы словацких солдат к советским партизанам: например) в октябре 1943 года под Мелитополем на сторону Красной Армии перешло около 2 800 солдат 1-й пехотной дивизии.
После того как нелегальная сеть коммунистической партии вновь была налажена, необходимо было создать единый антифашистский фронт внутри страны. В результате переговоров Г. Гусака и Л. Новомесского с левыми социал-демократами и представителями так называемого «гражданского сопротивления» (Й. Урсини) осенью 1943 года возник Словацкий национальный совет, ставший центральным органом словацкого Сопротивления.
* * *
Во время подготовки и в ходе восстания большую роль играло доверие к Советскому Союзу и Красной Армии. Военная, политическая и моральная поддержка со стороны Советского Союза была решающим фактором, позволившим словацкому народу в течение двух месяцев продержаться в открытом бою с превосходящими гитлеровскими полчищами. Этот факт осознал в Словакии каждый, особенно на ее освобожденной территории, что прямо влияло на политическую обстановку. Любовь ко всему советскому достигла небывалой силы.
Г. ГУСАК, Генеральный секретарь ЦК КПЧ
* * *
- Что это вы здесь делаете, приятель? - загремел голос из темноты.
Я вытянулся в струнку. Сон моментально прошел: из приемника раздавались частушки. Я знал одно; солдат, слушающий вражеское радио, считается изменником родины.
Человек выступил из темноты, и я узнал его. Это был надпоручик Людовит Кукорелли. Я приложил руку к козырьку:
- Пан надпоручик, рядовой Графин докладывает, что слушает музыку!
- Русскую музыку? Не устраивайте спектакля! Вы слушаете сообщения из Москвы! Понимаете по-русски?
- Так точно!
- Чтобы больше я вас не видел! Вольно!
В ту ночь я не мог заснуть. Но прошла неделя - и ничего не случилось. Когда за мной пришел связной и сказал, что я должен явиться н надпоручику Кукорелли, я шепнул своему товарищу Янеку Козу из Предмира:
- Ну вот. Если что, дай знать нашим.
Я шагал за связным по двору казармы, на железнодорожном пути как раз стоял немецкий транспорт, который отправлялся на восточный фронт. Немецкий солдат, сидевший, раздевшись до пояса, на башне танка, наигрывал на губной гармонике «Лили Марлей»...
- Пан надпоручик, рядовой График по вашему приказанию прибыл!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.