Если армянский скульптор говорит, что не любит работать с туфом, значит, тому есть серьезные основания. По словам Левона Токмаджяна, туф слишком легко поддается обработке. Левон же любит подчинять себе неподатливый материал – базальт, гранит, мрамор. Потому, не видя еще скульптур Токмаджяна, я представлял себе массивные, угловатые формы, олицетворяющие каменную твердость излюбленных скульптором пород. Но с первого же взгляда на его работы я почувствовал в них совершенно иное настроение, которое я определил бы как музыкальную певучесть. Возможно, в этом «виновата» вторая профессия Токмаджяна: он окончил вокальное отделение народной консерватории, и, кстати сказать, именно за группу скульптурных работ под общим названием «Песня» Левон Токмаджян был удостоен звания лауреата премии комсомола Армении.
Нельзя, конечно, считать случайностью, что с первых же шагов самостоятельного творчества особое место занял в работе молодого скульптора портрет: в этом жанре Левон Токмаджян почувствовал возможность передать наиболее тонкие, неуловимые движения человеческой души, которые, будучи выражены в музыке, становятся мелодиями... Портреты Токмаджяна, сделанные с натуры, индивидуальны и неповторимы. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с портретами отца и матери скульптора, портретами Карине или Мартироса Сарьяна...
Иногда портреты Токмаджяна не имеют реальных прототипов и называются обобщенно – «Чтение», «Элегия», «Беседа», «Гордая». Но и в этих композициях герои Токмаджяна настолько индивидуальны и психологически многогранны, что становится ясно: в основе образов, созданных воображением художника, – очень точные и очень яркие реальные впечатления...
Левону Токмаджяну близки не только лирические, элегические мотивы. Нередко его эмоции и темперамент требуют иного выражения, и тогда художник находит им выход в острых экспрессивных композициях.
В мастерской Токмаджяна стоит сейчас небольшая скульптурная группа «Танец Победы». Она, как мне кажется, просто требует многократного увеличения и просится на простор, на площадь, – настолько проникнута она стремительным движением, мощным порывом. И именно в этой скульптуре видится мне образ нашего времени, его вдохновенной устремленности в будущее.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.