Рабочий, одетый по моде

Станислав Зигуненко| опубликовано в номере №1358, декабрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

По бегущей дорожке непринужденно шагал... робот! Очень похожий на нас с вами. Даже одет он был как человек. Только вот как именно? В вечерний костюм? В спортивную форму?.. – Нет, скорее всего робот, которого в скором будущем вы сможете увидеть в нашем институте, будет одет в спецовку, – сказала заместитель директора Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности Зоя Степановна Чубарова. И пояснила: – Потому что мы занимаемся в первую очередь конструированием именно производственной, рабочей одежды...

Вы были хоть раз в жизни в ателье?.. Вот примерно такая же обстановка и в лаборатории конструкторов. Огромные столы, на которых чертят выкройки и кроят ткань; по стенам развешаны лекала, а по углам стоят безголовые манекены, гордо держа к на плечах еще неготовые костюмы – без рукавов, с белыми строчками наметки.

– Раскроить и сшить – как говорится, дело техники, – начала разговор со мной заведующая сектором теплозащитной одежды Таисия Ефимовна Ливанова. – Главное и, на мой взгляд, самое трудное – придумать "тот или иной костюм. – А, понимаю, – сказал я. – Мода – дело тонкое...

Таисия Ефимовна усмехнулась: Если бы дело было только в моде... Мы в первую очередь занимаемся производственной одеждой, на которую мода не имеет такого уж большого влияния. Скорее наоборот – практичный целесообразный стиль производственной одежды оказывает большое влияние на моду. Джинсы, куртки, свитера нашей повседневной одежды – прямое следствие влияния рабочего стиля. Мы стараемся одеваться поудобнее... А вот сконструировать удобную одежду посложнее, чем создать самый изысканный наряд. При мне состоялся междугородный телефонный разговор – Ливановой звонили из Киевского института имени Патона, где, как известно, занимаются проблемами сварки. Таисию Ефимовну спрашивали, можно ли для костюма сварщика использовать армированные нитки – лавсан с хлопком. Нет, – категорично сказала Ливанова. – Только чисто хлопчатобумажные.

Странно, – подумал я. – Ведь армированные нитки намного прочнее...» – Верно, – согласилась Таисия Ефимовна. – Но вы забыли об ультрафиолетовом излучении. Лицо сварщик прикрывает щитком, а чем прикажете прикрыть костюм?..

– ?!

Лавсан под действием ультрафиолета быстро теряет прочность. – И это лишь маленькая частность огромной проблемы – да-да, именно проблемы! – заключенной в костюме для сварщика. Костюм этот должен быть не горюч и в то же время не жесток, весьма прочен и одновременно не тяжел, быть очень теплым и в то же время хорошо вентилируемым. – А вот вам еще одна частность, – продолжала Ливанова. – Какими, по-вашему, должны быть рукава для такого костюма?

– Во-первых, наверное, довольно широкими, чтобы сварщик в случае необходимости мог надеть под него теплую одежду. А во-вторых, манжеты должны плотно охватывать руку, чтобы в рукав случайно не попала искра.

– Да, – согласилась Таисия Ефимовна, – все правильно. А еще рукава должны быть скроены так, чтобы сами по себе сгибались под углом 120 градусов. Именно под таким углом согнуты руки сварщика при работе.

– И человеку не нужно тратить дополнительные усилия, чтобы сгибать не только руки, но и рукава костюма! – догадался я.

Подобных частностей набралось такое количество, что, когда конструкторы попытались учесть все их при проектировании, оказалось: нужного костюма... создать нельзя! Уж слишком велик диапазон требований. Сварщики сегодня варят в светлых цехах заводов и газопроводы в условиях вечной мерзлоты, под пронизывающими ветрами Заполярья. Сварщики сегодня работают в пустынях, в тропиках, а завтра того и гляди начнут летать в космос, на строительство орбитальных станций... Поэтому один всем известный и, прямо сказать, неуклюжий костюм сварщика в ближайшем будущем будет заменен сразу пятью. Какова работа, таким должен быть и костюм для нее.

Это же требование конструкторы стараются выполнить и при проектировании другой производственной одежды.

Например, какой должна быть длина брюк для костюма оленевода? Оказывается, чуть ниже колена. Как показали исследования, длиннее и не надо. Обычная обувь тундры – сапоги или торбаса, брюки все равно убирают в них. А если оставить навыпуск – кустарники да камни вмиг обтреплют штанины.

Костюмы для рыбаков шьют из непромокаемой и непродуваемой ткани. А скроены они так, чтобы было поменьше швов – именно в них-то и затекает вода А спецовки для докеров Заполярья, которым приходится часто вести выгрузку на ненадежный ледовый припай, еще обладают за пасом плавучести. Сами понимаете, что может произойти, если человек с грузом на плечах упадет в ледяную воду. Поэтому в верхней части костюма предусмотрены специальные карманы, в которых спрятаны бруски пенопласта. Карманы эти размещены с таким расчетом, чтобы они и не мешали работе и в то же время обеспечили удержание человека на плаву.

– И наконец, в производственной одежде имеет значение ее цвет, – сказала Ливанова. – Причем в данном случае цвет даже важнее. Тут дело не только во вкусе – мне нравится голубой, а вам серый. Нет, в производственной одежде цвет так же рационален, как и другие части костюма. Вот, к примеру, костюмы рыбаков обязательно имеют оранжевые детали. В данном случае яркий цвет просто необходим – человека в оранжевом легче обнаружить в море, если он упадет за борт. А костюм для пустыни или тропиков обязательно должен быть светлым. В белом на солнце немного прохладнее, чем в темном.

– ...Да, чуть было не забыл, – спохватился я на пороге, уже совсем собравшись уходить. – А что у вас будет делать робот? И когда новую одежду наденут те, для кого она предназначена?

– Опытные партии костюмов уже носят, – сказала Зоя Степановна Чубаро-ва. – А робот будет испытывать спецовки на прочность, вентилируемость, носкость... То есть делать то, что и положено роботу, – облегчать труд людей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены