С просьбой рассказать о чемпионке СССР по художественной гимнастике Дале Куткайте в редакцию обратились шахтер А. Соловьев (Кемерово), учительница Е. Федорова (Псков), инженер Р. Станкявичюс (Каунас), группа учащихся ПТУ (Ленинград), слесарь Ф.Шаповалов (Мурманск), художница Э.Акопян (Ереван).
Неожиданно все закончилось слезами. Шестнадцатилетняя Даля Куткайте покидала чемпионат СССР в недоумении. Казалось, обошла знаменитую Ирину Дерюгину, уже готовилась получить бронзовую медаль, но... удовлетворен протест украинской команды, внесена поправка в судейские протоколы, и Даля оказывается за чертой призеров.
Из разговора с восемнадцатилетней Далей Куткайте:
– Такой уж эмоциональный и субъективный в оценках вид спорта – художественная гимнастика. Признание завоевать трудно. Впрочем, удержать еще труднее.
А тогда, в восемьдесят первом, успокоившись, решила доказать, что может побеждать. Дни, остававшиеся до розыгрыша Кубка страны, были свободны от всего, кроме истовых тренировок, от всего, кроме труда и надежды. Удивительно, как многому научилась Даля за эти несколько месяцев. Все было в ее выступлениях на кубковом турнире: изящество и грациозность исполнения, ювелирная техника, сложность комбинаций и непринужденная радость полета. Радость, которую хотелось разделить со всеми. Лучшая в упражнениях с булавами, лучшая в упражнениях с лентой. Кубок СССР в руках у Дали! Томас, Девина, Дерюгина – у целого созвездия гимнасток выиграла Куткайте.
После победы в Кубке Даля выступила на чемпионате мира-81, где впервые встретилась с болгарскими гимнастками. Болгарки приехали чемпионками Европы, наши собирались взять реванш за прошлогоднее поражение. Однако девушки из Болгарии вновь выступили блестяще, и лишь упражнение с лентой выиграла Ирина Девина. Даля Куткайте заняла пятое место, почетное для дебютантки, но была недовольна.
– Мне недоставало стабильности, оригинальности композиций. А сколько интересных находок показали тогда наши соперницы! После этого чемпионата и началась, оказывается, настоящая работа.
Вместе с тренером Вайдой Кубелене они критически пересмотрели свою программу, проанализировали выступление болгарских гимнасток. Хотелось понять, в чем их сильные стороны, но не подражать, а противопоставить им достоинства нашей школы.
– Чем отличается наша школа от болгарский? У болгарок доминирует спортивное начало, хореографическая же подготовка у нас выше. И все-таки как артистичны выступления Игнатовой, Раевой, Раленковой! В основе их композиций – раскованная танцевальность, нас же несколько сдерживает классическая хореография. На ее основе труднее добиться выразительности. Здесь нужно найти «золотую середину» между стремлением к чистоте движений, эмоциональностью и спортивностью.
Вот по этому пути пошли тренер и ученица. Вместе придумывали оригинальные, сложнейшие элементы, ставку сделали на владение предметом, а не на акробатику.
На чемпионате Европы-82 болгарки позволили себе выступить со старой программой. Лидер болгарской команды Лилия Игнатова поздно почувствовала силу Куткайте, ее боевой настрой. Даля в своих композициях, сложных и оригинальных, разных по рисунку, утверждала свой стиль. Она выступала страстно и искренне, на площадке выплескивала свои чувства без остатка. «Золото» в многоборье, «золото» за булавы, «золото» за ленту, «серебро» за обруч!
– Это был мой самый счастливый день. Перед выходами так волновалась, что даже попросила Вайду Кубелене, чтобы стояла недалеко, хотя обычно тренеры во время выступлений сидят в зале. И верила: все должно получиться. По оценкам Игнатовой (на выступления соперниц никогда не смотрю) видела – она дрогнула. Уже на пьедестале почувствовала такую усталость, опустошенность, что даже цветы показались тяжелыми. – Даля продолжает: – Обожаю придумывать новые композиции, новые элементы. Нет ничего интереснее. Бывает, пробуем с тренером то одно, то другое, ничего не выходит. Потом вдруг что-то мелькает. Телепатия, наверное, все-таки существует: чувствуем одновременно – вот оно! Чуть-чуть усилить здесь, там усложнить, бросок повыше... А какое удовольствие подбирать музыку! Уверена, художественная гимнастика – лучший вид спорта для женщины. В каждой композиции «лепится» образ. Без умения хорошо разбираться в музыке, искусстве прогресс невозможен. В то же время гимнастика воспитывает такие качества, как волю, терпение, умение в нужный момент проявить характер. Художественная гимнастика – моя самая большая любовь. Я много могу говорить о ней. Вы меня останавливайте... Мне не хочется останавливать Далю.
Художественная гимнастика – и для меня большая любовь, и моя юность прошла под ее знаком, хотя подняться выше первого разряда не удалось.
Мы сидим в нарядной кухоньке, и нет в Дапином лице светлой сосредоточенности, какая появляется во время соревнований. Движения ее медленны, даже чуть вяловаты. Угощает меня кофе, сама похрустывает свежим огурчиком, обмакивая его в мед. Голос Дали тоже тих, с мягким, милым акцентом. Она вспоминает, как все началось. Как по совету воспитательницы детского сада мама привела ее, семилетнюю, к тренеру Алдоне Гирюнине. Как через год заболела и лишь спустя еще год вернулась в зал, уже к Вайде Кубелене. Была слаба физически и не очень музыкальна, недоставало прыгучести. А Вайда любила сильных девочек и не слишком обращала внимание на новенькую.
– Чувствовала, что отстаю. Так обидно было. Хотелось догнать остальных девочек. Я стала особенно внимательно слушать, как тренер разбирает чужие ошибки, каждую относила на свой счет.
Через некоторое время Кубелене не узнала Далю. У девочки, несмотря на внешнюю покладистость, оказался сильный характер.
Прошло несколько лет, пока при объявлении судьи-информатора «Куткайте» тренеры сборной не начали внимательно следить за тоненькой, гибкой и быстрой, как ящерка, белокурой девочкой. Уже тогда в ее чуть угловатых движениях угадывалась данная природой трепетная выразительность в сочетании с хорошей школой.
– Самое трудное – психологически подготовиться к соревнованиям. Горе-
стные для меня дни – предстартовые тренировки. Чувствую такую апатию, неуверенность в себе, хоть плачь. А тренер не поддается моим капризам: «Сама с собой справляйся». Вот так и хожу, самонастраиваюсь.
И тут Даля спешит поменять тему, как будто боится возражений:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.