– Ты отдыхай, с ночи все же, – пытался отговорить ее я.
– Заблудишься еще, – скупо улыбнулась она, и я вдруг подумал: зря ехал, уж лучше бы переночевал на вокзале – и ей лучше, и мне спокойнее. Минут через пять мы вышли на улицу. Дождь перестал. Сквозь оголенные деревья пробивался рассвет, и вместе с ним откуда-то из-за домов сквозь заваленный желтыми мокрыми листьями скверик надвигался шум огромного города.
– Утром выхожу и будто подключаюсь в сеть с высоким напряжением, – пошутила Зинка.
На Зинке был кремовый, перехваченный в поясе плащ, через плечо висела коричневая, на длинном ремешке кожаная сумка. Все было в тон, сидело на ней ладно и красиво. Зинка всегда отличалась тем, что умела хорошо и со вкусом одеваться.
Я заметит, что чем дальше уходили мы от общежития, тем веселее и спокойнее становилась она. Мы свернули за угол и нырнули в темное чрево метро. Через несколько секунд ступенчатая дорожка эскалатора потянула нас вниз.
– Тебе идет форма, – сказала она куда-то в пространство, точно не для меня, а для кого-то другого. – Встретила на улице и пожалуй, не узнала бы.
– А я бы узнал. Ты почти не изменилась.
Я, понятно, врал: конечно же. Зинка изменилась. Здесь, в этом длинном, ярко освещенном тоннеле, среди плывущих навстречу людей, я понимал, что она уже не та девчонка, которая когда-то учила меня танцевать. Я видел, как на Зинке останавливались взгляды проезжавших мимо мужчин. Зинка пропускала эти взгляды сквозь себя, казалось, она их не замечает, но я знал: она все видит и все понимает. Рядом со мной стояла красивая, знающая себе цену женщина. Чувствуя, как во мне растет болезненно-ревнивое чувство, я отвернулся, стал смотреть вниз, туда, куда катил эскалатор. И, видно, уловив перемену в моем настроении, Зинка повернулась ко мне, улыбнулась.
– Молодец, что заехал, – сказала она. – Только надо было дать телеграмму, я бы встретила. А то как снег на голову.
Минут через десять мы вынырнули из-под земли на площади Свердлова. Зинка повела меня известной только ей дорогой, по каким-то переулкам, каменным дворам. Экскурсию по городу мы начали с магазинов. Сначала зашли в ЦУМ, потом мимо Большого театра пошли в ГУМ. Она небрежно проговорила: «А это Большой театр», – так, будто она бывала здесь чуть ли не каждый день. И я почувствовал, как во мне шевельнулась зависть, надо же, захотел – поехал в театр или еще куда-нибудь. Права Полина Михайловна, все рядом. Углядев красный кирпич кремлевской стены, я вспомнил, что вчера уже был здесь, только с другой стороны. Разорвав облака, выглянуло солнце, и вмиг все преобразилось: засверкали окна, провода, стекла проезжающих мимо автомашин. Казалось. Москва подала тайный знак, и я почувствовал, как во мне что-то дрогнуло и радостно отозвалось: нет, не зря я ехал, летел сюда. Через длинный переход мы вышли на узкую, заполненную людьми улицу и нырнули в темные дубовые двери ГУМа. И тотчас же уперлись в живую стену, которая держала в осаде прилавок.
– Польскую косметику продают, – окинув взглядом очередь, уверенно сказала Зинка. – Давай встанем, может, ты своей жене возьмешь. – Зинка бросила на меня короткий, изучающий взгляд.
– Я, Зина, не женат.
– Что так?
– Да вот не встретил лучше тебя.
Я думал, ей будут приятны мои слова, но она, точно налетев на что-то, вздрогнула, и взгляд ее, еще секунду назад живой и заинтересованный, как бы обломался. Резко отвернувшись, она пошла вдоль прилавков. Я покорно шел за ней, лез к прилавкам, разглядывал туфли, которые Зинка примеряла, она хотела купить себе на осень, но не покупала – то не устраивал цвет, то фасон. Наконец ей приглянулись черные замшевые югославские туфли, но они, видно, стоили дорого, и Зинка отошла от прилавка. Я взял у продавщицы талон, пошел в кассу и выбил чек.
– Это тебе в подарок, – сказал я.
– Этого еще не хватало! – вспыхнув, проговорила Зинка. – А ну иди сдай обратно.
Я почувствовал себя так, будто мне влепили пощечину, сразу же вспомнилась гостиница на ВДНХ, окошко администратора и летящий паспорт: делать подарок или давать взятку надо уметь.
– Да я же от чистого сердца!
– Вот иди и с чистым сердцем сдай чек, – жестоко сказала Зинка, – если не хочешь, чтобы я с тобой поругалась.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Приписки на автотранспорте. Совмесный рейд «Смены», «Комсомольского прожектора» и Астраханской нефтеинспекции в рамках рейдов-проверок ЦК ВЛКСМ и Госкомнефтепродукта РСФСР по рациональному использованию нефтепродуктов