Обувщики же Челябинской фабрики, например, сами встают за прилавок и, как говорится, из первых уст узнают оценку покупателя. Продавцы, в свою очередь, «свои люди» на фабрике. Взаимоконтроль помогает быстро ликвидировать узкие места. Польза обеим сторонам налицо, но главное, выигрывает покупатель.
Упомяну и такую наболевшую проблему, как бесправие магазина по отношению к продукции, не пользующейся покупательским спросом. Почему она должна по существующим правилам лежать на прилавке два года? И лишь спустя этот срок может быть уценена? А разве нельзя вернуть залежалый товар его изготовителю раньше? Да еще стоимость непроданного из плана вычесть! Вот когда фабрика не до своих ворот, а до нашего кассового аппарата сферу волнений и хлопот расширит.
Более шести месяцев висят жакеты, изготовленные Ессентукской трикотажной фабрикой. Из чистой шерсти связаны, но вид... «Конкурируют» с ними изделия Пятигорской трикотажной фабрики имени Крупской. Модель современная, а качество материала ниже всякой критики.
Хотим в порядке эксперимента одной из секций предоставить право на оперативную уценку продукции, не пользующейся спросом.
К сожалению, есть люди, для которых торговля – только способ «доставать» вещи для себя, знакомых, а то и для спекуляции. «Достают» – и видят в этом весь смысл своей работы, считают, что ничего другого, никакого иного удовлетворения от их работы быть не может. Что ж, от их работы, наверное. А вот какой случай рассказала нашим новичкам Юлия Никифоровна Мартынова, заведующая секцией «Костюмы»:
– Неумелого покупателя нужно оберегать. Купит костюм по размеру, а цвет – ему неважно. Потом уже, когда поносит пару месяцев, спохватится, не серый бы надо, синий, да поздно. И висит обновка. Вот и тогда гляжу, как пожилой мужчина со множеством орденских планок на груди эдак с налету просит завернуть костюм. Смотрю я, хороший костюм, но цвет молодежный. Осторожно завожу разговор: «Себе выбрали?» Расцвел фронтовик: «На встречу с однополчанами еду. Юбилей у нас. Потому желаю в новом костюме быть».
Предложила я Андрею Семеновичу стул и говорю: «Посидите минуту, сейчас вам еще несколько костюмов принесем, выбирайте, а этот не разрешаю брать. Внуку – пожалуйста».
Рассмеялся фронтовик. «Я, – говорит, – в этих магазинах, как мальчишка, робею и людей – продавцов, значит, – мытарить стесняюсь». Словом, выбрали ему костюм солидный. Зашел после встречи – подтянутый, моложавый. «Завтра однополчанина приведу, можно? Пристал ко мне: кто выбирал да где покупал? Вы уж не обессудьте...»
Добавлю от себя к этому рассказу. В книге отзывов тогда появилась такая запись:
«Мне, как человеку, много раз смотревшему смерти в глаза, раненному не один раз, отмеченному орденами и медалями, особенно приятны эти человеческие отношения к покупателям и особенно к нам, фронтовикам.
Баранов Андрей Семенович,
г. Ставрополь,
ул. Ленина, 108/2, кв. 85».
Вот такая простая, искренняя человеческая благодарность – самая главная радость, которую может принести наша работа, если работать по совести. И дороже ее ничего быть не может.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Несколько картинок из творческой жизни композитора Александра Зацепина