НЕ УСПЕЕТ ВЕСНОЮ потеплеть, как за теплыми днями приходят снова холодные. Холода весною возвращаются и бывают такими сильными, что иной раз и в мае выпадает снег.
Почему бывают такие возвраты холодов? Отчего долго еще весною холодает после первых теплых дней?
- От таяния снегов, от таяния льдов и ледохода.
КОГДА НАСТУПАЮТ первые теплые дни, снег начинает медленно подтаивать, пропитывается водою и оседает. В ночное время вода в снегу замерзает, и тогда снег превращается в пласт рыхлого льда. Такой рыхлый лед стаивает долго, и куски его в бороздах и ямах лежат иной раз до июня месяца. Если же весною потянет теплым ветерком, то на ветру снег стаивает очень быстро. Происходит это оттого, что теплый ветер быстро обтаивает верхний слой снега, пропитывает его водою, а ночью этот слой покрывается ледяной корочкой. Эта корочка действует, как стекло в парнике: она собирает под собою в снегу солнечное тепло и быстро растапливает снег. Попробуйте положить на снег или лед стеклянную пластинку и вы заметите, что она быстро как бы «утонет», в снегу, потому что под стеклом снег и лед будут таять скорее, чем кругом.
ЛЕД НА РЕКАХ часто тает и сверху и снизу. Снизу он тает тогда, когда река течет с юга на север и когда с юга приходит теплая вода речного верховья. Эти реки, текущие с юга на север у нас, в СССР, и вскрываются раньше других. При этом вода в таких реках набирается не только надо льдом, но и подо льдом, потому что в реку стекают воды с полей от таяния снегов. Обтаявший сверху и снизу лед легко взламывается напором воды, и начинается общий ледоход. Иначе обстоит дело у тех рек, которые текут с севера на юг. Тогда река вскрывается сначала у устья, и вода в свободной ото льда части реки начинает стекать быстрее, чем в покрытой льдом. В этой покрытой части подо льдом вода понемногу затем стекает и лед остается висеть мостом над рекою. Он не выдерживает своей тяжести и обрушивается в реку, после этого тоже начинается ледоход. Разница, значит, в том, что у рек, текущих с юга на север, а также с запада на восток, лед взламывается водою, а в реках, текущих с севера на юг и с востока на запад, обрушивается сам в реку.
ВОЗЬМИТЕ КУСОК СНЕГУ, положите его в чашку и суньте в снег термометр. Поставьте чашку со снегом на плиту. Вы увидите странную вещь: пока снег будет таять, тепла в нем не прибавится. Термометр будет все время показывать 0о (рис. 1). Он станет показывать больше только тогда, когда весь снег или лед станут водою.
Удивляться этому нечего: ведь и клин, которым вы раскалываете полено, до тех пор не покажется из полена, пока оно не расколется.
Так и тепло - не покажется в снегу, пока он весь не растает.
Но тепло, которое снег получает от плиты - не материал, не вода, не газ. Это совсем другое. Всякие вещи кажутся нам теплыми потому, что мельчайшие частички (из которых состоят эти веши, и которые называются молекулами) очень быстро движутся внутри этой вещи. Молекулы толкутся в ней, как мошки или комары в целой туче мошек или комаров. И чем скорее они движутся, тем теплее предмет нам кажется.
В твердом теле эти молекулы толкутся одна около другой очень близко, как люди в густой толпе. Если их растолкать больше, они раздвинутся одна от другой, и твердый предмет станет от этого жидким. В жидком теле молекулам будет больше места для толкотни; они будут и двигаться одна около другой быстрее, и жидкость от этого будет теплее твердого тела. Если же их растолкать еще сильнее, они разлетятся во все стороны далеко одна от другой, и жидкость станет газом.
Чтобы растолкать молекулы, надо затратить много силы. Но пока не растолкаются все молекулы, их нельзя заставить и двигаться быстрее. Чем они двигались раньше, потому что для этого им и места не будет.
Когда вы нагреваете на плите чашку со снегом, то толкотня молекул в чугунной плите заставит быстрее двигаться и молекулы в стенах чашки. А молекулы стенки чашки заставят раздвигаться и молекулы воды. Пока все эти молекулы не раздвинутся и твердый снег или лед не станут жидкою водою, все нагревание пойдет только на расталкивание, раскачивание частиц воды. Точно также, пока вы раскачиваете гвоздь, чтобы выдернуть его из стены, вся сила будет сначала уходить только на раскачивание гвоздя.
Значит тепло есть только быстрое движение молекул.
Чтобы получить движение, надо затратить силу. Сила эта и затрачивается при нагревании снега; но она вся уходит не на увеличение быстроты движения молекул снега, а на их раздвигание. Оттого снег и не теплеет, и тепло как будто в нем скрывается или становится скрытой теплотой. Откуда же могут снег на наших полях и лед на реках, озерах и болотах набраться скрытой теплоты?
Только из окружающего воздуха, который весною нагревается солнечными лучами, потому что земля, которая лежит под снегом сама холодная, как снег.
Если же снег и лед заберут тепло из воздуха, то в воздухе похолодает и оттого произойдет весенний возврат холодов.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.