Пожалуй, нет во всем мире имени более известного, более популярного. Немудрено, если это имя родное нам, членам РКП. Мы его ученики, его соратники. Но оно стало родным и близким каждому трудящемуся. Крестьянин в далекой глухой деревне это имя связывает с землей, которая, вот недавно еще, принадлежала помещику-барину, а теперь распахивается им и его односельчанами. Для рабочего это имя сливается с великой Октябрьской революцией, восьмичасовым рабочим днем, с национализацией крупной промышленности. Далеко на берегах Ганга желтолицый индус мечтает о Ленине. Вот придет он большой сильный человек, почти бог и освободит его от ярма ненавистных англичан. И даже немецкие мещане, трусливые, нерешительные, ложась спать голодные и холодные - молили своего немецкого бога, чтобы он вразумил Ленина придти во главе красноармейцев в родное немецкое отечество и прогнать оттуда злых насильников французов.
Родное, близкое это имя для всякого трудящегося, для всякого угнетенного. Но в то же время это имя грозное, страшное имя для всех буржуев, для всех насильников, для всех угнетателей. Проклинали его во всех странах мира, проклинали и боялись. Это имя красным призраком стояло перед всеми богатыми, перед всеми буржуями, на каком языке они не говорили.
Чем объяснить эту всеобщую, всемирную известность? Кто был Ленин? Герой, гений, полубог. Помню, в 1905 году при первом подъеме революционной волны Ильич приехал из заграницы в Петербург. Нам нужно было с ним встретиться. Я переслал ему адрес в знакомую квартиру, указал пароль, по которому хозяйка квартиры должна была его впустить. В назначенный час я пришел на эту квартиру. Хозяйка встретила меня на лестнице. Говорит, вот по Вашему паролю пришел человек, я его впустила, но вид у него настоящего сыщика. Прежде, чем войти, посмотрите в щелку, тот ли это человек, которого Вы ждали. Очень уже нехорошее у него лицо. Я заглянул в щелку. Вижу: Ильич, только он для конспирации сбрил себе усы и бороду. Надел темные очки и, действительно, совсем сыщиком выглядит. Ну кто, глядя на него тогда, назвал бы его великим человеком. Невзрачный такой, разве такие герои бывают. Но вот та же хозяйка увидела Ильича на митинге. Было это в народном доме Паниной. Битком набитый зал. Шумно в толпе: слушали ораторов, кадетов, меньшевиков, слушают, перебивают, смеются. Председатель говорит: слово тов. Карпову. Вышел человек на трибуну небольшого роста, невзрачный. Толпа продолжает шептаться, перекликаться и шуметь. Заговорил и при первых звуках его речи все смолкло, никто не шелохнулся, пока он говорил, говорил долго. В битком набитом зале было тихо, как на пустой площади ночью. Многотысячная толпа затаила дыхание, чтобы не проронить ни слов я, ни звука. Под именем Карпова говорил скрывавшийся от полиции Ильич. Он кончил говорить. Несколько мгновений толпа, точно зачарованная, молчала, а затем разразилась аплодисментами, которых никогда до того не слыхал этот зал. И эта знакомая шепчет мне: «Это говорил не человек, это говорила сама революция». Да. Устами Ильича говорила тогда вся начинающаяся пролетарская революция. Именно этим он, никому почти в этой толпе неизвестный (какой то Карпов), покорил толпу, Позови он ее в эту минуту на бой, на баррикады на смерть, вся толпа, наэлектризованная горечью, пошла бы, как один человек.
Ильич велик именно тем, что он сумел впитать в себя революцию, все чаяния, все надежды и всю мощь рабочего класса. Он велик тем, что его устами говорил весь рабочий класс, его мозг формулировал и доводил до конца мысль всего рабочего класса.
Еще гимназистом Ильич начал изучать действительные условия жизни России. Студентом уже он участвовал в кружках. Он не копит знаний для себя. Он щедро раздает все, чему научился, тем рабочим, с которыми сталкивается. Он учится, чтобы учить других. Он рано усвоил мысль, что сила рабочего класса - знание. Наука - это главное орудие борьбы рабочих. И он учит рабочих всему, что он сам знает.
Я увидел его в первый раз в Москве в 1893 году. Он был здесь проездом в Петербург. Была нелегальная студенческая вечеринка, на которой часть молодежи плясала и веселилась. А в одной из отдаленных комнат собрались специально приглашенные лица и спорили на политическую тему. В Москве насчитывалось тогда лишь несколько человек марксистов. Вся молодежь стояла на стороне народников. На этой вечеринке происходил спор между народниками и марксистами. Мы все были молоды, знали мало, но спорили горячо. Против нас выступали видные писатели, профессора. Вдруг из толпы вышел неизвестный нам человек. Он оказался нашим союзником. Он был одних лет с нами. Но в противоположность нам он был во всеоружии знаний. Он загнал в калошу противников. Это был Ленин. 23 года было ему тогда, но он всех поражал своей железной логикой, знанием русской действительности, в особенности жизни крестьян и непоколебимой верой в правоту своих взглядов.
Ильич начал тогда же работать в Питере. Он вел кружки среди Петербургских рабочих. Он начал сколачивать ту организацию, которая вскоре приняла название «Союз Борьбы за освобождение рабочего класса». Именно в этой организации Ильич впервые научился понимать массовое рабочее движение. Он учил рабочих опыту мировой классовой борьбы, а сам учился у рабочих тому, чем они жили, чем они страдают. Ленин был хороший ученик. Он жадно впитывал в себя жизнь и интересы рабочего класса. Он здесь начал строить ту науку, которая слилась с его именем - ленинизм.
Что такое ленинизм? Это, прежде всего, умение применять учение Маркса к действительной жизни. Маркс своим гениальным умом слишком сорок лет до начала работ Ленина понял, что могильщиком капиталистического буржуазного общества является рабочий класс. Маркс сорок лет до Ленина предсказал неизбежность крушения капитализма и победу рабочего класса. Маркс впервые написал это пророчество в 1847 году, развив его в своем большом труде «Капитал» в 1861 году. В 1883 году Маркс умер. Он перед смертью наблюдал гигантский рост рабочего движения, но в то же время и всемирное торжество развивающейся мировой буржуазии. И все же, умирая, Маркс был уверен, что он не ошибся.
Ленин вступил в рать борцов десять лет после смерти Маркса. Ленин взял все Марксово учение и уверовал в то, что Российский пролетариат, еще только просыпающийся к политической жизни, неизбежно должен будет пойти по пути, указанному Марксом. Ленин в это уверовал, именно когда он столкнулся с Питерскими рабочими, когда узнал тех передовых рабочих, которые вместе с ним строили первый Питерский союз. Вот именно здесь выработалось у Ленина его особое чутье к пониманию настроения массы.
В декабре 1895 года Ильича арестовали, посадили в одиночную тюрьму. Он через сестер, которые его посещают, поддерживает связь с рабочими. Из тюрьмы он руководит первой массовой забастовкой Питерских ткачей и прядильщиков. В тюрьме он разрабатывает первый свой проект программы будущей партии. Он знает, что оставшиеся на воле товарищи готовятся созвать съезд всех социал-демократических организаций. Вот к этому съезду он приготовляет программу партии. Он хорошо понимает, что только тогда партия будет сильной, когда все члены ее будут одинаково думать, выражать одну волю. В феврале 1897 года его отправляют в Сибирь. Он оторван от рабочей среды. На три года обречён жить в глухой Сибирской деревне. «Ленин не падает духом. Он работает и здесь. Он пишет большую книгу об экономическом положении России. В этой книге он уже показывается во весь свой могучий рост. Это - ученая книга, но эта ученость не оторвана от жизни, она - сама жизнь. Свои книжные знания он пополнил беседами с Сибирскими крестьянами, среди которых он живет. Он не чуждается их. Он вместе с ними охотится, они советуются с ним по своим делам. Ильич ведь не даром изучал юридические науки. Крестьяне любят своего подневольного гостя и говорят ему обо всем. И все услышанное он у себя в мозгу переваривает, все это сливается с его наукой, все это выливается в глубокую ненависть к господствующим, к угнетателям. Научная книга Ильича каждой страницей пышет этой классовой ненавистью. На ряду с этим Ильич переводит много книг с иностранных языков. Он этими книгами хочет познакомить русских рабочих с жизнью и борьбой западноевропейских, в особенности английских рабочих. Но за научными работами Ильич не забывает, про только что складывающуюся партию. Далеко не благополучно там в России. Все первые революционные социал-демократы арестованы, сосланы или сидят по тюрьмам. На их место вступили новые. Наряду с убежденными марксистами революционерами появилось не мало волков в овечьей шкуре. Они хотят использовать уже широкое рабочее движение для того, чтобы превратить его в послушное орудие буржуазных политиканов. Ильич забил тревогу. Из глухой Сибирской деревушки он шлет призыв партии. Он сносится с другими ссыльными. Собирает их подписи под этим призывом. Сносится с заграницей. Надо спасти рабочее движение, которым овладели явные враги его.
В 1899 году Ленин кончает ссылку. У него уже готовый план. Он подобрал верных единомышленников. Вместе с ними он поедет за границу и оттуда будет создавать настоящую партию, боевую, крепко сплоченную, чисто классовую партию. Он создает газету «Искру». Эта газета должна стать идейным и организационным центром единомыслящей, единодействующей партии. В эту боевую партию должны, прежде всего, войти только те товарищи, которые хотят себя целиком отдать делу революции. У них не должно быть ни семьи, ни дома, ни имени. Они должны быть только на службе у партии, готовы на все, на всякую опасность. Именно вот эта сеть профессионалов-революционеров должна связать Ленинскую «Искру» с рабочей массой.
Начинается славное «искровское» время. Рабочее движение сильно растет. Всюду возникают местные организации, комитеты партии. Они руководят движением. Их быстро прослеживает полиция. За три месяца работы в организации местные работники расплачиваются годами тюрьмы и ссылки. Агенты Ленина неуловимы. Они умеют скрываться. Они восстанавливают местную организацию. Они создают подпольные типографии, развозят литературу, собирают корреспонденцию. «Искра» становится руководящим политическим органом. К политической жизни начинают пробуждаться и другие слои общества. В воздухе начинает пахнуть революцией. Кто будет руководить этой революцией. Буржуазные ученые учат - революция будет буржуазной, во главе ее должна стоять буржуазная интеллигенция. Ильич отвечает - нет. Вы трусы, вы боитесь революции. Единственный класс, кто может пойти в России на революцию - это рабочий класс. Десять лет спустя, после начала работы первых русских социал-демократов с Лениным во главе, Ленин же без колебаний подготовляет рабочий класс к его руководящей роли в грядущей революции. Именно, чтобы достигнуть этого, Ленин жестоко разделывается со всяким, кто сомневается в революции. Ленин изобличает и глумится над всяким, кто ищет других путей, кроме путей ведущих к классовой революции пролетариата. Тут у него уже нет жалости ни к кому. В деле он не знает пощады. Вчерашний Друг, если проявил неустойчивость, станет сегодня врагом.
Ленин во главе партии. Вокруг него уже сплотилось ядро твердокаменных большевиков. Они смело держат курс на пролетарскую революцию, которая должна смести самодержавие и в то же время должна вести неумолимую классовую борьбу с буржуазией. Ленин первый понял, что единственным союзником в этой борьбе у рабочего класса может быть крестьянство. И он ставит перед партией задачу втянуть в революцию крестьянство, добиться диктатуры пролетариата и крестьянства.
Быстро развертываются бурные революционные годы 1904 - 1907. Уверенной рукой ведет Ильич свою революционную боевую партию. Он отбивается от всяких соглашений, от всяких попыток свернуть рабочий класс с правильного революционного пути. Как вождь рабочего класса, он далеко обогнал вождей западноевропейских партий. Они его не понимают. Они его уже не могут понять. Они не знают всей мощи, всей силы, проснувшегося к политической жизни, рабочего класса России. Они все чересчур увлеклись мирной парламентской борьбой и боятся революционных потрясений.
Ильич тут уже развернулся во весь рост. Уже не у кого ему учиться. Он должен сам творить новую революционную тактику, которая привела бы к осуществлению жизни учения Маркса. Под его руководством большевистская партия почти сливается с рабочим классом. Весь рабочий класс пошел на октябрьскую забастовку, на вооруженное восстание, на партизанские бои, на бойкот царской соглашательской думы. Ильич бросает лозунг - революционный захват крестьянами помещичьей земли. В 1906 - 1907 годах вся Россия иллюминована пожарами помещичьих усадеб, из волости в волость проносится ураган крестьянских восстаний, против помещиков.
Сильно было идейное влияние партии, но она оказалась чересчур слабой, чтобы организационно закрепить свое идейное влияние. Революция разбита. Вся Россия стонет под расстрелами. виселицами, карательными отрядами. Вся Россия превращена в одну тюрьму. В уныние впадают малодушные. Из партии, от революции, бегут, как крысы с тонущего корабля, интеллигенты. Развивается мерзкое, поганое глумление над революцией, над рабочим движением, над партией, которая разбита, обессилена. Начиная от черносотенцев вплоть до меньшевиков и эсеров, вчера еще веривших в величие рабочего движения, все теперь единым фронтом потешаются и глумятся над ошибками и бреднями Ильича. Немного, очень немного осталось с ним верных соратников. Он духом не падает: «подождем два года, затем снова начнется подъем рабочего движения, будем готовиться к этому новому подъему». И Ленин не ошибся. Ленский расстрел вновь разбудил рабочее движение. Оно вновь пошло под старыми испытанными ленинскими лозунгами. Оно снова отвергло всякий новый совет мирным соглашательством избежать революции.
Снова начала расти партия. Этот новый набор рекрутировался почти исключительно из рабочих, прошедших тяжелую школу столыпинской реакции. Это были твердые отборные ребята, тесно спаянные с рабочей массой. Ильич бросил лозунг новой рабочей газеты. И теперь уже не он, а рабочая масса создала свою газету «Правду», создала на гроши, собранные по фабрикам и заводам, создала своими рабочими корреспонденциями, своими статьями, своим распространением.
Снова руководимый Ильичем большевизм, зажил в полном единении с массовым рабочим движением. Под революционными лозунгами Ильича, за стойкую нелегальную партию, за землю крестьянам, за 8-ми часовой рабочий день, за захват власти пролетариатом и крестьянством воспитывалось новое поколение рабочих.
Война прервала эту работу и прервала тогда, когда в Питере, в Баку и в ряде других городов рабочие в кровавых схватках с самодержавием пытались осуществить на деле лозунги Ильича. Но эта же война дала возможность Ильичу развернуться в мирового вождя. 11-й Интернационал, руководивший мировым пролетариатом, изменил рабочему делу окончательно. Он пошел на службу к мировому капиталу. Вожди его - все эти Вандервельды, Геды, Шейдеманы, Гендерсоны - превратились в королевских, имперских или республиканских министров. Вслед за ними пошли меньшевики и эсеры во главе с Плехановым, стали лизать сапоги кровавого Николая, Рябушинских, Гучковых 1) и призывать рабочих к гражданскому миру, к поддержке войны для сплочения своих отечественных капиталистов.
Ильич с небольшой кучкой настоящих революционеров не поколебался в этом патриотическом угаре. Он громко бросил лозунг: «Война войне», война со всей буржуазией, а не с рабочими и крестьянами других стран. Он бросился в бешеную атаку против изменников II-го Интернационала и стал сколачивать на его развалинах III-й Революционный Коммунистический Интернационал.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.