В эти дни, когда я стояла у гроба Владимира Ильича, я передумывала всю его жизнь. Сердце его билось горячей любовью ко всем трудящимся, ко всем угнетенным. Никогда он не говорил этого сам, да и я бы, вероятно, не сказала этого в другую, менее торжественную минуту. Но я говорю об этом потому, что это чувство он получил в наследие от русского героического революционного движения. Это чувство заставило его страстно, горячо искать ответа: каковы должны быть пути освобождения трудящихся? Ответ на свои вопросы он получил у Маркса. Не как книжник подошел он к Марксу. Он подошел к Марксу, как человек, ищущий ответов на мучительные настоятельные вопросы. Он нашел там ответы. С этими ответами пошел он к рабочим. Это были 90-е годы. Тогда он не мог говорить на митингах. Он пошел в петроградские рабочие кружки. Пошел рассказать то, что узнал у Маркса, рассказать о тех ответах, которые он там нашел. Но, пришел он к рабочим не как надменный учитель, а как товарищ. Он не только говорил и рассказывал, - он внимательно слушал то, что говорил ему рабочий. А питерский рабочий говорил ему не только о порядке на фабрике, не только об угнетении, но и о своей деревне. В Зале Дома Союзов, у гроба Владимира Ильича, я видела одного из рабочих, который был тогда в кружке у Владимира Ильича. Это - тульский крестьянин. Этот тульский крестьянин, рабочий Семеновского завода, говорил Владимиру Ильичу: «тут, в городе, мне трудно все объяснить, я пойду в свою тульскую губернию, и там передам свои родным и другим крестьянам все, что вы говорите. Они мне поверят. Я - свой. Там никакие жандармы нам не помешают».
Теперь мы много говорим о смычке между рабочими и крестьянами. Эта смычка, товарищи, дана самой историей, ибо русский рабочий одной своей стороной рабочий, а другой - крестьянин.
Работа среди питерских рабочих, разговоры с ними, внимательное прислушивание к их речам - помогли Владимиру Ильичу понять великую мысль Маркса, что рабочий класс является передовым отрядом всех трудящихся. В том, что он передовой отряд, в том, что за ним идут далее все массы трудящихся, все массы угнетенных, - его сила, залог его победы. Только как вождь всех трудящихся, рабочий класс может победить.
Это понял Владимир Ильич, когда он работал среди питерских рабочих. Эта мысль, эта идея освещала всю дальнейшую его деятельность, каждый его шаг. Он хотел власти для рабочего класса, он понимал, что рабочему классу власть эта нужна не для того, чтобы строить себе сладкое житье за счет других трудящихся; он понимал, что историческая задача рабочего класса - освобождение всех угнетенных, всех трудящихся.
Эта основная идея положила отпечаток на всю деятельность Владимира Ильича.
Эту идею Владимира Ильича нужно особенно близко принять к сердцу.
Владимир Ильич, наш любимый, наш родной, - умер. Товарищи коммунисты, выше поднимайте дорогое знамя Ленина.
Товарищи рабочие и работницы, товарищи крестьяне и крестьянки, трудящиеся всего мира, смыкайтесь дружными рядами, становитесь под знамя Ленина, под знамя коммунизма!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.