Погибшие миры

И Н Хибарин| опубликовано в номере №7, апрель 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Выйдем весенним или летним днем за пределы Москвы и зайдем в какой - нибудь овраг; будем собирать по дну и склонам оврага что - либо достойное нашего внимания и, вот, среди различных камешков мы заметим крайне любопытные предметы, которые, при более подробном рассмотрении, окажутся окаменевшими раковинами морских животных.

Как, морских животных? Ведь от Москвы или другого места центральной России до моря сотни верст. Как же могли попасть сюда морские раковины? И наука отвечает на это: суша и море меняют свои места. Там, где сейчас стоят города и села, в которых кипит жизнь, где тянутся поля и леса и высятся горы, когда - то было море, волны которого свободно гуляли на широком просторе; и, наоборот, где теперь широкая гладь моря, кажущаяся бесконечной, - когда - то была суша, с ее горами и равнинами, с растительным и животным миром... Да и сама суша меняет свой вид: там, где высились горы, становятся равнины, а равнины с течением времени превращаются в гористую местность.

Ученые геологи, изучая Землю, составили ее историю. История Земли разделена учеными на э р ы, громадные промежутки времени, эры - на эпохи или периоды, эти, в свою очередь, делятся еще на меньшие промежутки. Вот табличка истории Земли.

По новейшим научным данным все эти эры в истории Земли обнимают время, измеряемое сотнями миллионов лет. И за это время Земля несколько раз меняла свой облик до неузнаваемости.

Что же заставляло Землю менять свой облик? Различные силы. Возьмем, например, воду: солнечное тепло испаряет громадное количество воды в морях и океанах, водяной пар поднимается вверх, подхватывается ветром и уносится далеко вглубь материков. Вверху водяной пар опять превращается в воду, которая и падает в виде дождя; повинуясь силе земного притяжения, вода стремится туда, где ниже, и вот, подобно тому, как мы на подметках нашей обуви проносим часть той земли, по которой ходим, так и каждая капелька воды, скатываясь вниз, унесет с собой хотя бы одну песчинку или пылинку, а миллион капелек - миллион песчинок или пылинок, миллиард - миллиард, и помножьте все это на, сотни тысяч или миллионы лет и вам станет ясно, что целые горы дождевой водой могут быть сглажены до равнины. Кроме того, вода может растворять каменные породы, как она растворяет соль или сахар и, под влиянием этой растворяющей силы воды, твердые камни скал, в течение громадного времени, могут сойти на нет. Вода затекает в трещины скал, при замерзании она расширяется, благодаря чему трещины увеличиваются и, в конце концов, огромные каменные глыбы разваливаются на кусочки. Вода просачивается в глубину, там она образует огромные пещеры, что может вызывать понижение в данной местности земной поверхности. Вода собирается в ручейки, ручейки образуют большие ручьи, а эти - реки и вся эта масса текучей воды несет громадное количество ила, который и сносится в море; часто при впадении в море реки наносят столько ила, что прибрежная местность морей обращается в сушу; укажем для примера на реку Нил, который в течение тысячелетий приносимым им илом отвоевал у Средиземного моря площадь не меньше Московской губернии. А сползающие с гор громадные массы льда (ледники), т.е. опять вода, только в твердом состоянии, подобно гигантскому плугу, вспахивают самый твердый камень, отламывают от гор громадные глыбы и сносят их на равнину...

И другие силы, помимо воды, работают над изменением земной поверхности: так, ветер переносит с места на место тучи песка и пыли и ими может прямо - таки стирать твердые камни; колебания температуры заставляют трескаться камни, в результате чего огромные каменные глыбы могут искрошиться до песчинок, а внутренние силы земли, которые часто грозно проявляют себя в вулканических извержениях и землетрясениях, производят поднятия и опускания земной поверхности,- очень часто па громаднейших площадях...

В результате этих явлений из моря нередко поднимаются небольшие острова и, наоборот, некоторые острова исчезают под волнами моря (как, например, в результате грандиозного вулканического извержения в 1883 г. почти совершенно уничтожен остров Кракатоа). Но все это происходит в небольших размерах. А вот из глубокой древности доходят до нас предания о грандиозных внезапных изменениях земной поверхности. Так, всем известно библейское сказание о всемирном потопе, распространенное, к слову сказать, среди многих народов древности (индусов, вавилонян, греков), библейское же сказание о гибели Содома, Гоморры и других городов, на месте которых образовалось известное Мертвое море... Не лежит ли в основе этих преданий воспоминание о действительно случившихся на памяти человека грандиозных катастрофах. Не было ли на самом деле, пусть не внезапных в буквальном смысле этого слова, но все же более или менее быстрых изменений лика Земли. Среди таких преданий есть одно, особенно возбуждающее интерес, и на котором стоит остановиться подробнее и посмотреть на него с точки зрения современной науки: мы имеем ввиду сказание великого греческого мудреца Платона о гибели Атлантиды.

Сообщение об Атлантиде находится в двух диалогах Платона - «Тимей» и «Кри - тий». В обоих случаях рассказ ведется от лица некоего Критик, передающего поэму Солона, написанную последним на основании сведений, полученных им от одного египетского жреца. Вот краткий рассказ в «Тимее». «В наших книгах сказано, - говорит жрец Колону, - какую мощную армию сокрушили Афины, напавшую на Европу и Азию и пришедшую из - за Атлантического моря. Это море было пригодно тогда для мореплавания и было перед проливом, который вы называете столбами Геракла (Гибралтарский пролив), остров больший, чем Либия (Африка) и Азия вместе взятые. С этого острова легко можно было переправиться на другие, а с них на твердую землю (т. е. материк), окружавшую это море. На этом острове, Атлантиде, властвовали цари, с великим и дивным могуществом; под их властью был весь остров и многие другие острова, как и некоторые части материка. Кроме того, по сю сторону они царствовали над Либией, вплоть до Египта и над Европой, вплоть до Тиррении (Италия). Вся эта власть объединилась в одну, чтобы поработить одним ударом нашу страну, вашу и все народы, живущие по сю сторону пролива. Тогда - то проявилась перед всеми доблесть и мощь вашего города. По своему значению и превосходству в делах военных, Афины получили главное начальство над всеми греками. Но так как случилось, что другие племена не могли принять участие в борьбе, Афины одни пошли на великую опасность и, победив врагов, заслужили трофеи. Кто еще не был порабощен, тех Афины спасли отработка, а всем другим, живущим как и мы, по сю сторону столбов Геракла, великодушно даровали свободу. Позднее, при великом землетрясении и потопе, в один день и одну роковую ночь, остров Атлантида исчез в океане. Поэтому, море в том месте стало недоступным для плавания, по причине огромного количества ила, оставшегося на месте острова».

А в диалоге «Критий» содержится подробное описание Атлантиды. Согласно этому описанию, Атлантида была большим островом, лежащим в Атлантическом океане за Гибралтарским проливом между Европой и Африкой, с одной стороны и Америкой - с другой. Климат острова был мягкий и ровный. На острове добывалось много металлов и имелось, вообще, все необходимое для жизни. Разнообразнейшие животные, в том числе и слоны, жили на острове. Богатейшая растительность покрывала равнины и горы Атлантиды; в числе атлантических растений Платон упоминает «плод, дающий вино», «плод, который служит пищей», «плод, дающий одновременно пищу, питье и благовоние» и т. п. Столица Атлантиды имела много роскошных храмов, дворцов и других зданий. На острове была раскинута сеть каналов, служивших для передвижения и орошения; по каналам суда могли доходить с моря до самой столицы. Далее Платон сообщает, что Атланты обладали большим флотом и могучим войском и дает сведения о населении и государственном устройстве Атлантиды. И вот этот, высококультурный мир, в результате какой - то грандиозной катастрофы, исчез под волнами океана...

Долгое время официальная наука считала платоновский рассказ об Атлантиде простым мифом, сказкой или, скажем, притчей, в которой, под маской внешнего повествования, скрывается только определенная политическая идея. Но в последнее время дело приняло несколько иной оборот: теперь многие ученые более серьезно смотрят на рассказ об Атлантиде, стараются осветить его данными науки. Посмотрим же, какой свет бросает современная наука на рассказ великого греческого мудреца.

До второй половины прошлого столетия историю человечества начинали с эпохи древних греков; все, что предшествовало грекам, страны Востока, например, считалось недостойным серьезного научного внимания и не имеющим никакого значения в истории человечества. Но вот дело резко изменилось: открытия гениального самоучки Шлиманна показали, что на островах и побережье Эгейского моря цвела в продолжение многих веков высокая культура (так назызаемая «эгейская» или «крито - микенская» культура); чтение египетских писмен (иероглифов) показало грандиозную культуру древнего Египта, уходящую в глубь тысячелетий; на Тигре и Евфрате открыта изумительная многовековая «сумероаккадийская» культура; в Италии, оказалось, в течение веков процветала «этрурская» культура; в Центральной Америке была изумительная многовековая культура майев, в Южной Америке - древне - перуанская, затем «яфетидская» культура на Кавказе и в Армении, древнеиндийская культура и таинственная «тихоокеанская» культура на островах и побережьи Великого (Тихого) океана. Носители этих культур создали изумительные образцы изящных искусств, грандиозные сооружения, разработанную науку (вазы и стенная живопись эгейцев, дворцы, лабиринты на Крите, система каналов в Двуречья, пирамиды и сфинксы в Египте, календарь и астрономические познания египтян, сумероаккадийцев и майев и т. д.). Но вот что любопытно: во всех этих культурах много поразительных аналогий (сходств), например, пирамиды строились и в Египте, и в Италии, и в Америке, скульптура майев очень похожа на этрурскую, крашеные человеческие фигуры на фазах древних перуанцев походят на египетские изображения, и многое другое. Никак нельзя объяснить все эти аналогии заимствованиями и простыми совпадениями (трудно допустить, чтобы древнее население Южной Америки заимствовало что - либо у египтян, а майи, жившие в современной Мексике - у обитателей Двуречья или Италии, а так же едва ли могли быть простые совпадения у народов, живших в совершенно различных условиях). И вот, невольно возникает мысль о единстве всех этих культур глубочайшей древности, даже больше - о каком - то едином источнике, из которого вышли эти, разбросанные по всему земному шару, культуры. И вот, если мы только допустим существование Платоновой Атлантиды, то все это легко разрешится: Атлантида уже по своему географическому положению могла быть таким центром, из которого распространились лучи культуры и на восток - в Европу, Африку, Азию и на запад - в обе Америки.

В рассказе об Атлантиде Платон говорит о сильном и культурном народе, жившим в Греции за много веков перед тем; не ясно ли, что речь здесь идет об эгейцах, носителях знаменитой «эгейской» культуры, ставших науке лишь в известными самое последнее время; древние греки не имели о них никакого понятия. А это поразительное совпадение с исторической правдой заставляет с доверием отнестись и к остальным сведениям Платона.

По Платону Атлантида была большим островом, лежащим за Гибралтарским проливом, с мягким и ровным климатом, с богатейшим животным и растительным миром. Участок суши, лежавший в районе современных Азорских и Канарских островов, мы и должны представлять себе обладающим вечной весной, с богатейшей растительностью и разнообразным животным миром. А вот, что еще поразительно в рассказе об Атлантиде: Платон говорит, что за этим островом лежали другие острова, за ним море, а за морем материк; не ясно ли, что речь здесь идет об Американском материке, о котором во времена Платона, насколько нам известно, никаких точных сведений не было. Не является ли это лишним доказательством в пользу достоверности Платонова рассказа.

Дно Атлантического океана имеет такое строение: параллельно обоим берегам тянутся две впадины, разделенные приподнятым массивом в 1.500 клм. средней ширины. Это подводное плоскогорье имеет много выступов, выходящих в иных местах выше поверхности воды и образующих острова. Острова восточной части океана, тянущиеся с севера на юг - Ян, Майен, Исландия, Азорские, Канарские, Мадейра, Зеленого Мыса, Вознесения, Св. Елены, Тристан - да - Кунья и Гуха - представляют линию вулканических островов, на них много действующих вулканов, а потухшие сохраняют следы недавней деятельности, землетрясения на этих островах не редки. Кроме того, вулканическая деятельность в этой области заметна и в море: здесь обнаружено много подводных вулканов, нередко наблюдается появление новых островков и мелей и, наоборот, исчезновение многих подводных скал. Таким образом, восточная часть Атлантического океана является ареной непрекращающейся вулканической деятельности, здесь находится неустойчивое место Земли и каждый миг могут произойти грандиозные катастрофы и, нет сомнения, что они могли быть и в недалек с прошлом.

Обратим внимание на один замечательный факт. В 1898 году море, к северу от Азорских островов, лопнул кабель. Кабель стали искать железными «кошками». Глубина океана в этом месте равнялась 3.100 метрам. Дно представляло все неровности горной страны:

высокие вершины, крутые скалы, глубокие долины. «Кошка» цеплялась за скалы с твердыми краями и острыми ребрами. Между зубцами находили осколки, ввиду свежеотложенных кусков; куски эти состояли из стекловидной лавы. Наблюдения Лякруа доказывают, что «вулканические стекла» образуются только под атмосферным давлением, малейшее давление в несколько атмосфер обязательно заставляет лаву кристаллизироваться (а можно себе представить, каково давление на глубине 3.100 метров). Значит, пространство к северу от Азорских островов было покрыто лавовым потоком еще до погружения под волны океана. С другой стороны, провал должен был произойти очень скоро и очень быстро, иначе действием воды и ветра неровности были бы стерты и поверхность местности была бы выровнена, а на самом деле, подводные скалы сохранили все неровности, острые выступы и острые ребра затвердевших лавовых потоков. Область эта находится как раз в вулканическом поясе Атлантического океана и провал целой местности здесь не представляет чего - либо совершенно невозможного.

По наблюдениям ученых третичные складки в северо - западной части Африки доходят до берегов океана, где погружаются в море и на Канарских островах снова выходят наружу: горные цепи южной части Испании круто обрываются в море, продолжив их направление, мы придем к Азорским островам. На одном из этих островов обнаружены отложения, свидетельствующие о наличности в прошлом большого острова или материка в этом районе. Наконец, на западном берегу Марокко найдены собранные в складки четвертичные отложения, что говорит о движениях земной коры в этой местности в недавнее время.

Растительный и животный мир островов Мадеры, Канарских, Азорских и Зеленого Мыса (которые должны рассматриваться, как остатки погибшей Атлантиды) носит материковый характер и родственен животному и растительному миру Средиземья и отчасти Средней Америки.

Все эти факты заставляют некоторых ученых сделать следующий вывод: громадная область суши лежала некогда в районе островов Канарских, Азорских, Мадейры и Зеленого Мыса; она соединялась с южной Европой и северной Африкой и доходила почти до Америки; эта площадь суши, лежавшая в неустойчивом районе Земли, постепенно дробилась, опускаясь частями в море; в конце третичного периода она отделилась от Европы и Африки, но и в четвертичное время происходило дальнейшее дробление этой, когда - то громадной, области, и последний ее большой обломок, который и мог быть Платоновой Атлантидой, исчез под волнами океана, может быть, сравнительно недавно.

Итак, рассказ Платона о гибели Атлантиды при свете современной науки, начинает приобретать формы записи о достоверном событии. Конечно, пока все это лишь предположения, догадки, но догадки очень вероятные, а, может быть, последующие научные изыскания дадут нам и более точные сведения об этом таинственном погибшем мире.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены