Это невысокий сухощавый человек, с лицом, более длинным и овальным, чем это обыкновенно бывает у тибетцев.
Перенесенная в детстве оспа оставила небольшие следы на его лице, почти незаметные в слабо освещенной комнате.
Голова Далай - Ламы была выбрита, как полагается духовному лицу, а длинные заостренные усы закручены по индусскому образцу. Хотя Далай - Лама был человеком, которому все здесь воздают божеские почести, человеком, убежденным, помимо этого, в собственной своей божественности, он держал себя в высшей степени просто и спокойно. Он не имел того тонкого полу - мистического облика, каким поразил меня Траши - Лама в Шиатце. В нем гораздо более чувствовался внимательный наблюдатель людской природы и проницательный истолкователь сокровенных мыслей человека. Он очень властолюбив, при чем властолюбие это холодное и расчетливое; все его стремления направлены к тому, чтобы усилить свою власть и ослабить противников.
В юности его необузданный темперамент побуждал его иногда совершать необдуманные и неосторожные поступки, но испытания и несчастия долгого изгнания 1) научили его осторожности и лукавству, которые составляют теперь его силу. Он преследует определенные цели, и ничего не предпринимает, не оценив всех возможных последствий.
ВСЕ ЗНАЮТ, что сан Далай - Ламы не наследственен; этот верховный правитель Тибета избирается волею народа, но по системе, представляющей из себя нечто единственное во всем мире. По буддийской теории Далай - Лама - воплощение божества Ченрези, а затем последовательное перевоплощение самого себя. Через короткий промежуток времени, продолжающийся от немногих месяцев до двух лет после смерти предшествующего Далай - Ламы, Высший Духовный Совет объявляет народу, что поиски его увенчались успехом и он обрел Далай - Ламу. Новый Далай - Лама может быть новорожденным ребенком или мальчиком двух лет, но, во всяком случае, он должен родиться после смерти предшествовавшего Далай - Ламы, душа которого, предполагается, и переселилась в этого ребенка.
Иногда перед смертью своей Далай - Лама указывает окружающим, что он, вероятно, переродится в такой - то провинции, или даже в таком то роду. Такие предсказания, конечно, несколько облегчают «работу» Высшего Духовного Совета, когда он приступает к поискам перевоплотившегося Далай - Ламы 2). Но когда никаких указаний не дано, или по поводу них среди приближенных имеются разногласия, приступают к определению избранника, бросая жребий. И не один только Далай - Лама, перевоплощение предыдущего, выбирается таким удивительным путем, этот же способ метания жребия применяется и при выборе многих других высших духовных лиц, особенно настоятелей самых известных и богатых тибетских и монгольских монастырей. Что касается менее значительных духовных лиц, то тут наблюдается своего рода преемственность, и осуществляется последовательное продвижение старейших. Первые четыре Далай - Ламы были лишь духовными вождями и не имели никакого политического значения. Только пятое «перевоплощение» Далай - Ламы, при помощи татар, захватило в свои руки и светскую власть. С этого именно момента множество интриг сплетается с каждым последующим воплощением.
После целого множества разнообразных, не всегда правильных перевоплощений, Далай - Лама стал наследовать самому себе чрезвычайно часто, ни один Далай - Лама не доживал обыкновенно до 18 лет, времени своего совершеннолетия. Другими словами, не достигшие совершеннолетия Далай - Ламы были долгое время марионетками в руках правившей Тибетом духовной олигархии.
Всемогущие священники и монахи, опасаясь, что взрослый Далай - Лама не всегда будет мягким воском в их руках, очень ловко устраивали новое перевоплощение, как только первосвященник достигал совершеннолетия.
Во время избрания нынешнего Далай - Ламы Тибет был под сильным китайским влиянием, и Китай не желал, чтобы управление Тибетом попало бы в руки какой либо богатой и знатной тибетской фамилии. Этим и объясняется, что выбор пал на сына крестьянина.
Этому крестьянскому сыну теперь уже 49 лет.
Подозрительный и осторожный по натуре и, без сомнения, знающий понаслышке участь ряда своих предшественников, теперешний Далай - Лама, достигнув совершеннолетия, никогда не пил и не ел, пока подаваемых ему блюд не попробуют несколько его приближенных.
В НАСТОЯЩЕЕ время сила придворной партии постепенно возрастает, но всех интересует вопрос, что может произойти в случае смерти теперешнего Далай - Ламы. Захватит ли бразды правления Тсаронг, объявив себя королем, как о том довольно определенно поговаривают, или же он поступит осторожнее: проведет в Далай - Ламы такого ребенка, который может воспринять его идеи и образ мыслей. Или же сбудется древнее пророчество, гласящее, что 13 - й Далай - Лама будет последним, и Тибет после его смерти попадет в руки «белых дьяволов Запада», при чем самое имя Далай - Ламы станет лишь воспоминанием прошлого. Легко поставить себе все эти 3 вопроса, но кто на них может ответить? Мысль моя усиленно работала над ними, когда я вел свой разговор с его святейшеством 3).
Хотя мы говорили на самые общие темы, Далай - Лама взял с меня слово держать содержание нашей беседы в тайне. После часового разговора я простился с ним и вернулся в Лхассу в мое жилище той же тайной калиткой, через которую я был приведен.
На следующее утро (27 февраля) буря разразилась. Я знал, что после того, как о моем прибытии узнают довольно многие, трудно будет сохранить его в тайне от толпы.
Известия обо мне, распространившись по городу, дошли, наконец, до ушей фанатически настроенных монахов. Рано утром я увидел целую толпу, собравшуюся около моих окон. Толпа быстро росла и к полудню стала очень волноваться. Два или три буяна выскакивали вперед и вопили и требовали, чтобы я показался у окна, другие кричали: «смерть иностранцу».
К ним присоединились прочие, крик все усиливался, затем в окна полетели камни. К счастью, моя комната была во втором этаже, и до нее было трудно добраться; однако, камнями было немедленно разбито мое окно. Так как у толпы не было огнестрельного оружия, я увидел, что толпа в сущности не может ничего сделать, если только не проникнет внутрь здания. Все дома в Лхассе построены замкнутыми квадратами со двориком внутри. Нижние этажи отводятся под склады, конюшни и не имеют обыкновенно ни окон, ни дверей на улицу, во внутренность же двора ведут ворота с крепкой калиткой; лестницы во второй этаж все идут также со двора. Конечно, я запер и завалил и ворота и калитку и приготовился выдержать осаду. Толпа ломилась в калитку и хотела выломать ее. Но она сделана была из основательных брусьев и держалась твердо.
При других условиях могла бы быть опасность от огня, но в Тибете постройки либо каменные, либо глинобитные и поджечь их было невозможно. Была, правда, опасность, что среди жильцов окажутся какие - либо предатели и откроют калитку толпе; на этот случай я поставил у дверей моих слуг. Особенно этого я, однако, не опасался, так как уличная толпа ломает обыкновенно, не разбирая, все кругом и никому из жильцов не было смысла пускать в дом эту буйную банду.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Шаболовский пивоваренный завод Б. Карнеева и Горшанова в Москве