Только впоследствии, после разговора со знакомым шофером, понял Милов, какому мощному двойному действию движения и солнечного света подвергался он в ту поездку.
- На автомобильных гонках, - рассказывал шофер, часто убирают стекло, помещающееся перед глазами шофера, потому что солнечный свет, распространяясь по стеклу, обладает такой усыпляющей силой, что бывали случаи впадения в дремоту гонщика в самые острые моменты состязания.
В 10 часов - вспоминает далее механик - он взглянул на часы. До разъезда 77 - ой версты, цели перехода, оставалось уже не так много. Снизу, с площадки, поднимался густой желтоватый дым. Не то это была пыль от частого потряхивания угольной лопатой, не то китайский гражданин Ма - о по несознательности курил опий.
В это время поезд, пройдя небольшое закругление, вышел на уклон, ведущий к выемке у скалы под названием « Ходина Смерть». Название это объяснялось тем, что у входа в выемку подножия этой высоченной скалы убили когда - то какого - то китайца.
Милов обомлел.
Ему точно брызнули в глаза лучами электрического фонаря.
Само солнце занимало вход в выемку.
Все кругом - скалы, снежные скаты, гребни, рельсы, телеграфные провода паровозные части и он, Милов, сливались в какое - то варево солнечных лучей.
Он свалился на скамейку, закрыл лицо руками, и, как думает он, минуту, а то и полторы, ослепленный, находился без сознания.
Вдруг он почувствовал, что поезд сдает ход.
Он поднял голову и посмотрел перед собою впервые за последние полчаса вполне осмысленным взглядом.
Машина затихала. Зайчики уходили куда - то вверх. В косых лучах, строгий и худой, у машины стоял Ма - о и, повернув голову, как аист, в сторону Милова, сверлил, не отрываясь, неподвижным птичьим взглядом лицо машиниста, меж тем, как правая рука его скользила по механизму.
Все силы и все сознание в одно мгновение вернулись к Милову.
Он встал, схватил китайца за шиворот и, одним движением руки, отшвырнул его, как былинку, в угольную пасть тендера.
Затем открыл пар и дал полный ход.
Выглянул в окно.
Вплотную перед ним возвышалась огненная стена, сплошное солнце, занавес из лучей и блеска.
Паровоз проваливался в солнце.
« Ходина смерть» возвышалась из моря блеска.
Механик не уменьшил хода.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.