Читай-город

Константин Смирнов| опубликовано в номере №1163, ноябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

На полированной крышке рояля – три канделябра. В ореоле желтоватого огонька, отбрасываемого оплывшей свечой, и дальше, в сумраке темного зала, в несколько рядов – молодые напряженные лица. Раздаются пушкинские стихи...

А потом из угадываемого в темноте проигрывателя плывет мелодия старинного романса о вечной, неясной и прекрасной любви молодого поэта, и портрет юной Анны Павловны Керн, застывший на экране проектора, будто оживает.

Когда потухли свечи и наг окнах поднялись шторы, в зал ворвались потоки весеннего солнца, все оглядывали друг друга каким-то полуосознанным взглядом, еще не стряхнув с себя торжественного оцепенения. Но уже через секунду зал наполнился звонкими голосами, как бы пришедшими на смену господствовавшей здесь только что старине. И я с удивлением вспомнил, где нахожусь и что меня сюда привело. Я не в концертном зале на литературно-музыкальной композиции по теме «Лирика Пушкина», а в музыкальном отделе эстетического комплекса Государственной республиканской юношеской библиотеки имени 50-летия ВЛКСМ, на обычном уроке одной из близлежащих школ, посвященном Пушкину.

Есть детские библиотеки, научные, библиотеки при заводах и учреждениях, при вузах, при жэках, наконец. Да и почти в каждой семье в наше время – личные библиотеки. А что же в таком случае юношеская библиотека?

...В этот московский дом на Большой Черкизовской приходят свыше 35 тысяч читателей в возрасте от 14 до 20 лет. В юношеском возрасте.

У нас в стране, наверно, нет человека, в чьей бы жизни библиотека не заняла своего места. Даже в нынешнем потоке информации книгу ничто заменить не может. От дошкольных лет до пенсионных человек связан с книгой, но, пожалуй, главную роль она играет в период становления личности – в юношеские годы. Быть может, потом, в пору зрелости, люди проводят над книгами еще больше времени, но в юности, когда открываешь истины, вбираешь все, что помогает осознать себя и свое место в жизни, профессиональное и нравственное значение книги трудно переоценить.

Однажды в разговоре я услышал фразу, которая, на мой взгляд, как нельзя более точно подходит к специфике работы этой библиотеки. Речь шла о книге, об отношении к ней. И вот один из собеседников сказал, что когда человек берет в руки книгу, в его душе должен возникать «священный трепет». Священный трепет... Как важно привить человеку это чувство, как важно помочь ему понять, что такое книга, что она может дать при правильном отношении к ней. Речь здесь идет не о бережном обращении с книгой, это, я думаю, вопрос, ясный каждому, а именно о правильном отношении к книге: умении выбрать ее и прочесть так, чтобы понять самое главное.

Год назад среди читателей библиотеки была проведена анкета. Помимо десятка других вопросов, предлагавшихся отвечавшим, одним из пунктов стоял такой: «С какой целью вы посещаете налгу библиотеку? Прочитать книгу, журнал; послушать музыку; подготовиться к занятиям; встретиться с друзьями». Ответ следовало подчеркнуть. И по крайней мере треть принимавших участие в опросе, кроме всего прочего, подчеркнула последнее – «встретиться с друзьями».

Обычно в человеческом восприятии понятие «библиотека» никак не связано с подобной функцией. Это не кафе, не клуб с танцами, не скамейка, наконец. Само слово-то какое: «БИБЛИОТЕКА»! И вдруг: «встретиться с друзьями»!

Но здесь уже вошло в традицию опровергать устоявшиеся представления. Сама обстановка – интерьер холла, читальных залов, комнат для разнообразных занятий – создает особую атмосферу раскованности, какой-то внутренней свободы. Мягкие кресла, расставленные полукругом, яркие, необычной формы витражи...

Но... интерьер – это еще полдела.

Везде, куда бы вы ни зашли, вы увидите тщательно подобранные книжные выставки. В вестибюле, в двух читальных залах, в музыкальной комнате, в комнатах для занятий по две-три таких выставки, каждая из которых затрагивает какую-нибудь насущную проблему. Здесь выставка, посвященная комсомольскому билету (ведь идет обмен!), и выставка книг, выпущенных к тридцатилетию Победы, и выставка шахматной литературы... Словом, все, что составляет сегодняшнюю жизнь планеты, страны, не остается без внимания работающих здесь людей, а значит, и пришедших сюда читателей. Они небольшие, эти выставки. Десяток-полтора книжек. Но подошел, взял одну со стенда, пролистал, потом заинтересовался, сел, прочел – и одним увлеченным человеком может стать на свете больше.

Был такой случай. Пришел парнишка. Восьмой класс. Года полтора читал одни детективы. А потом как-то разговорился с библиотекарем и взял по ее совету «Преступление и наказание». А что? Тоже ведь детектив... Так запоем и стал классику читать. И дело тут даже не столько в том, что от простых литературных форм он перешел к более высоким, совершенным, сколько в приобщении этого паренька к величайшему из богатств, которыми располагает человек. И, может быть, не будь этого неприметного разговора с библиотекарем, так и остался бы он на. уровне серенькой личности, поклонника майора Пронина и «иже с ним».

Пришел рабочий, новичок. Спрашивает что-либо о заводской жизни. С ним беседуют, уточняют, ибо расшифровать ему это «что-либо» ответственно, и эту ответственность здесь хорошо сознают.

Раскрыть мир человеческих увлечений... Как часто бывает: заинтересовался человек какой-то проблемой, прочел одну-две книги и остановился. Остановился не потому, что разочаровался, а потому, что не знает, что еще прочесть по этой теме, где подобрать материал. Наверное, очень

важно помочь ему в этот момент, подсказать, посоветовать.

В 1967 году в библиотеке был организован отдел рекомендательной библиографии. Цель его – создание специальных рекомендательных пособий на самые различные темы. Начинающий фотограф найдет здесь небольшую методичку с перечислением книг по технике и способам фотографирования. Радиолюбитель, юный астроном, историк, географ, автолюбитель обретут все необходимые сведения о книгах на интересующую их тему. Словом, всего не перечислить. Да это и не нужно, главное не в этом, а в том, что человек увлекающийся, цельный найдет здесь ту точку опоры, с помощью которой можно... перевернуть мир.

Раскрыть мир человеческих увлечений. Но ведь раскрыть значит не только показать, посоветовать, а еще и объяснить, обсудить. И на какие только темы не спорят здесь! Спорят азартно, с пеной у рта, до хрипоты, до пота на разгоряченных лбах. И, наверное, нет ничего прекрасней и важнее в этом возрасте, чем вот такой обмен мнениями, не стиснутый рамками каких-то условностей, горячий и непримиримый. Потому-то она и называется юношеской, эта библиотека, что умеет дать ответы на важнейшие вопросы юности.

Каждому, кто записывается в абонемент библиотеки, предлагают заполнить специальный формуляр. Помимо традиционных пунктов об адресе, работе, учебе, каких-то биографических сведений, будущий читатель должен ответить, какие книги наиболее интересуют его. Одни уклончиво пишут первое пришедшее на ум, другие с рассудительной обязательностью указывают все свои интересы, третьи предпочитают промолчать. Но вот кто-то, не желая упасть в глазах библиотекаря, запишет в графу увлечений что-нибудь вроде квантовой механики или истории архитектуры, а сам будет читать авантюрные романы.

Проходит время, в графе «Взятые книги» появляются все новые и новые названия, и за скупыми строками формуляра, за картонной книжицей размером в пачку сигарет встает подлинное лицо читающего. Вспомните пушкинскую Татьяну – по книгам, которые читал Онегин, она узнала о нем больше, чем знала, встречаясь с ним. И действительно, ничто так верно не характеризует человека, как круг книг, читаемых им.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Жить для будущего…»

К 100-летию со дня рождения М. И. Калинина