В еще более тяжелом положении находятся молодые работницы. На Всемирной встрече девушек говорилось, в частности, что процент безработицы среди женщин в США в полтора-два раза выше, чем среди мужчин, причем в самом трудном положении оказались девушки: в 1973 году уровень безработицы среди девушек до 20 лет составлял 16,2 процента, в то время как среди женщин старше 20 лет – 4,7. Добавлю, что девушки особенно страдают и от неравной оплаты одинакового по количеству и качеству женского и мужского труда. Есть немало и других форм дискриминации молодых работниц. Например, в Великобритании в 1970 году только семь процентов девушек, поступивших на работу (по сравнению с 42 процентами юношей), имели возможность получить профессиональную подготовку, чтобы впоследствии выполнять квалифицированную работу.
Основная масса учеников и молодых рабочих сосредоточена в мелкой, средней и кустарной промышленности, которая в условиях конкурентной борьбы выживает в значительной мере именно за счет сверхэксплуатации молодежи и подростков. Часто молодой пролетарий ставится в такие условия, которые подавляют его волю к сопротивлению. Многие ученики, стремящиеся получить квалификацию и соответствующую работу на крупном предприятии, годами терпеливо переносят нещадный гнет и произвол предпринимателей. Возможности профсоюзов на мелких предприятиях очень ограниченны, зачастую они не в состоянии отстоять те права, которые уже завоеваны в ходе классовых битв пролетариата на крупных предприятиях.
В капиталистическом обществе все более углубляется противоречие между содержанием профессионального обучения и теми требованиями, что предъявляет к специалисту современный уровень производства. Исходя из своекорыстных интересов, монополии и их государственные институты придают профессиональному обучению узкоспециализированное направление – в ущерб общетехнической, общеобразовательной подготовке.
Неравноправие, дискриминация молодого рабочего в капиталистическом обществе толкают его на борьбу против системы, порождающей такое положение вещей. Вот почему апологеты капитализма не жалеют усилий для того, чтобы сконструировать «правдоподобную» модель социальных преобразований и систем, не затрагивающих сущность капитализма и преследующих одну-единственную цель – обмануть молодежь, усыпить ее классовое самосознание, увести с магистрального направления борьбы за лучшее будущее. К их услугам – обширный арсенал наукообразных теорий, псевдомарксистских изысков, весь набор средств так называемой «массовой культуры».
Телевидение, радио, кино и пресса постарались выработать у значительной части западного юношества (в том числе и у рабочей молодежи) определенный «имидж» – образ «молодежи как таковой», которая якобы является носительницей «цивилизации в цивилизации». Молодым внушают, что у них должен быть вкус к «своеобразной» моде, «своеобразному» искусству, «своеобразному» жаргону, «своеобразным» интеллектуальным стереотипам и «своеобразной» реакции на политические события.
«Культурная» политика монополистической буржуазии в отношении молодежи позволяет, с одной стороны, эксплуатировать духовную энергию молодого поколения, выколачивая из него дополнительные прибыли, а с другой – отвлекать молодых людей от реальных социально-политических проблем и неразрешимых противоречий буржуазного общества.
Молодежь атакуют и провокационными разглагольствованиями о ее авангардной роли, о необходимости утверждения своего «я» как формы выражения протеста и отрицания всей человеческой культуры. При этом особая ставка делается на антикоммунизм, возведенный в империалистических странах, как указывалось на XXIV съезде КПСС, в ранг государственной политики. Антикоммунизм пользуется специально разработанными приемами и методами массовой пропаганды, рассчитанными на особенности психологии рабочих-подростков. Здесь и легенда о депролетаризации современного рабочего класса капиталистических стран, якобы врастающего в систему капиталистического предпринимательства через фантастический «механизм нивелировки совладения собственностью» (по выражению англоамериканского антикоммуниста Г.-П. Мюллера). Здесь и умело извращенные пересказы положений теории научного коммунизма. Здесь и откровенная клевета на реально существующий социализм, на ведущую роль рабочего класса в странах победившего социализма. Антикоммунизм при этом охотно использует антисоветские домыслы правого и левого оппортунизма. Буржуазная идеологическая машина пытается подмять ростки пробуждающегося классового сознания трудящейся молодежи дезинформацией, внедрением психологии эгоизма и неверия в будущее.
Свою лепту в разобщение трудящейся молодежи вносят также буржуазные и социал-реформистские партии, стремящиеся сеять в молодых умах и душах иллюзии «классовой гармонии» и прогрессивной социальной эволюции «развитого» капиталистического общества.
И тем не менее (и это явственно прозвучало в выступлениях делегатов последней, IX Ассамблеи ВФДМ и нашло свое выражение в программных документах Федерации), несмотря на все ухищрения буржуазной пропаганды, вопреки ее попыткам ограничить социальную перспективу рамками подновленного, подкрашенного капиталистического общества, молодые рабочие Запада все отчетливее представляют себе свое подлинное место в рядах борцов против капитализма, за социализм. Животворный пример социалистических стран, их возросший авторитет на международной арене, последовательная миролюбивая политика Советского Союза, его солидарность с народами, борющимися за национальную независимость, могучий рост экономики социализма – все это на фоне растущего кризиса мирового капиталистического хозяйства и империалистической политики угнетения и агрессии, усиления классовой борьбы помогает широким массам трудящейся молодежи основных капиталистических стран правильно оценить историческую перспективу и влиться в ряды рабочего движения.
Молодые рабочие принимают активное участие в выступлениях трудящихся против капиталистического гнета. Только в странах «Общего рынка» число молодых стачечников в возрасте до тридцати лет за последние годы возросло в 3 раза. Показательно при этом, что молодые рабочие все чаще выдвигают наряду с экономическими и политические требования.
Важное значение для расширения политических выступлений трудящейся молодежи и роста ее классового сознания имело международное Совещание коммунистических и рабочих партий 1969 года. Совещание вскрыло сильные и слабые стороны революционного брожения среди западного юношества, указало подлинно революционную перспективу молодежным и студенческим массам развитых капиталистических стран. Идеи Совещания глубоко проникли в международное демократическое молодежное движение, стали основой консолидации всех антиимпериалистических сил современного юношества.
Коммунисты придают принципиальное значение идеологическому воспитанию трудящейся молодежи, привнесению в юношеское сознание классово однозначной, научной, социалистической идеологии. Братские партии так организуют идейно-воспитательный процесс, чтобы молодежь овладевала марксистско-ленинской идеологией не абстрактно-книжным способом,, а как живым учением, органически связанным с конкретной практикой классовой борьбы, с повседневной жизнью и насущными заботами самой молодежи, с актуальными задачами революционного процесса. В статье «Новые задачи и новые силы» В. И. Ленин, подчеркивая значимость соединения теоретического социализма с практикой революционной борьбы, писал: «Смелее же беритесь за новые приемы обучения, товарищи! Смелее составляйте новые и новые дружины... вербуйте больше рабочей молодежи, расширяйте обычные рамки всех партийных организаций, начиная от комитетов и кончая фабричными группами, цеховыми союзами, студенческими кружками!»
Руководствуясь непреходящими указаниями великого вождя пролетариата, коммунистические и рабочие партии развертывают среди широких юношеских слоев планомерную идейно-просветительную и революционно-воспитательную работу. На страницах коммунистической печати, в лекциях и беседах, в кружках и свободных дискуссиях коммунисты активно пропагандируют цели коммунистического движения, с марксистско-ленинских позиций освещают политическую ситуацию в национальном и международном масштабах, разоблачают происки буржуазных пропагандистов и ревизионистов, разъясняют революционный смысл программных установок и инициатив коммунистических партий.
Коммунисты исходят из того, что только марксизм-ленинизм, только практический социализм в состоянии удовлетворить общественные потребности абсолютного большинства молодого поколения. Молодежь нужна социалистической революции в такой же степени, в какой социалистическая революция объективно нужна молодежи. Именно поэтому очевидно, что игнорирование молодежи и ее проблем, равно как и преувеличение ее роли в общественной жизни, чуждо революционным партиям. Коммунистические партии привлекают молодое поколение к своей революционной деятельности в интересах социалистического преобразования общества.
Вместе с тем преждевременно полагать, что вся трудящаяся молодежь Запада вышла на магистральный путь классовой борьбы. Как уже отмечалось, немало молодых людей остаются вне политики, являясь жертвой «массовой культуры», «контркультуры», анархистских настроений. Ловушки буржуазной пропаганды отчасти срабатывают. Но основная масса молодых рабочих поднимается до пролетарского самосознания, верно осмысливает свои классовые цели, по праву берет на себя авангардную роль в демократическом движении молодежи и студентов.
Последовательный выразитель интересов трудящейся и всей демократической молодежи капиталистических стран, школа революционного марксистско-ленинского воспитания юношества – коммунистические и рабочие молодежные организации, составляющие боевой авангард ВФДМ.
В эти дни демократическая молодежь мира отмечает 30-летие Всемирной федерации демократической молодежи. Этот юбилей – и время подведения итогов и определение перспективы на будущее. Оглядываясь на пройденный Федерацией путь, можно сказать, что минувшие годы были славными страницами борьбы молодого поколения планеты за мир, демократию, социальный прогресс, права молодежи. Многое сделано, но пока на Земле международную атмосферу еще отравляют такие уродливые порождения империализма, как колониализм, расизм и апартеид, пока молодежь во многих странах подвергается дискриминации и эксплуатации, девизом молодых людей доброй воли останутся слова: «Молодежь, объединяйся! Вперед за прочный мир!», – ибо утверждение права «а мир – это утверждение права на самое дорогое, что есть у человека, – права на жизнь.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.