Интерес Серафимовича, как мне видится, к жизни казачества в период коллективизации вовсе не случайность, лишь как бы попутно вызванная очередной поездкой на родину (в 1931 году), как не случаен и визит к Шолохову. Итоговый, эпицентровый смысл, безусловно, в том, что и поездка и общение с Шолоховым помогают Серафимовичу, как вспоминает сопровождав-
ший его сын, «с еще большей яркостью увидеть и осознать новые впечатления от степей советского Дона», что накопленное, увиденное чуть позже выливается в очерк «По донским степям».
Еще более примечательно то, что он задумывает роман (носивший в черновиках рабочее название «Борьба партии в деревне»), тема которого, по конспективному выражению автора, «как новая коллективная обстановка переделывает казака в сознательного колхозника». Впоследствии главы из этого романа публикуются под названием «Колхозные поля».
Но ведь именно в это время Шолохов пишет «Поднятую целину».
Побудительное, судя по всему, влияние Шолохова, совпадение темы и времени их писательского труда, обоюдное стремление запечатлеть этот особый период истории страны знаменательны!
Война. Ее первые месяцы... Серафимович, сам едва эвакуировавшийся из родного города,, с волнением следит за Шолоховым. С горечью узнает он и с такой щемящей болью пишет в очерке «Битва за Дон» о гибели от вражеской бомбы матери Михаила Александровича, посвящает ее памяти скорбные и теплые слова.
Шли годы... Выходили книги, посвященные признанному мастеру мировой литературы М. А. Шолохову. Во многих из них – дань уважения Серафимовичу. Имя Серафимовича звучит из уст Шолохова на XX съезде партии. В дни 100-летия А. Серафимовича «Правда» помещает шолоховскую статью, в которой мы читаем: «Вся жизнь Александра Серафимовича, точно так же как и его творчество, была глубоко революционна. Он честно служил прогрессу, революции, Коммунистической партии до конца своих дней».
В этих словах не только четко выраженная оценка творчества Серафимовича. В них и программно исповедуемое отношение к жизни и к литературе самого Михаила Шолохова, формированию которого в немалой степени способствовала дружба с этим замечательным мастером нашей литературы.
Не могу удержаться, чтобы не поразмышлять над двумя высказываниями.
«Молодой орелик... а крылья размахнул». Это А. С. Серафимович написал в 1928 году, когда, по его понятию, в самом начале взлета Шолохову нужна была чуткая рука друга, чтобы подбодрить, поощрить, поддержать.
26 лет спустя М. А. Шолохов (не забудем при этом, что у писателя среди важных партийных, государственных и общественных дел есть и обязанность секретаря Союза писателей, ответственного за работу с молодыми литераторами):
«Мне рассказывали, как беркут воспитывает своих птенцов, когда они начинают летать. Подняв их на крыло, он не дает им опускаться, а заставляет набирать высоту и гоняет их там до полного изнеможения, заставляя подниматься все выше и выше. Только при таком способе воспитания повзрослевший беркут научится парить в поднебесье... Своих молодых писателей мы должны учить таким же способом, должны заставлять их подниматься все выше и выше, чтобы впоследствии они были в литературе настоящими беркутами, а не мокрыми воронами, не домашними курами. Но беркут не ломает крылья своим птенцам, не умеющим или боящимся на первых порах подняться на должную высоту».
Схожи метафорические образы. Хотя, кстати говоря, слова М. Шолохова не обязательно порождены памятью о том, что было адресовано ему когда-то давно Серафимовичем. Думаю, что высказывания М. Шолохова и А. Серафимовича схожи именно потому, что оба всегда заинтересованно относились к литературной смене.
Наставник в литературе! Это, надо понимать, не педант-педагог, не редактор-правщик, тем более не величавый мэтр, свысока снисходящий до покровительственного жеста одобрения...
Прекрасна в этом отношении традиция советской литературы. Горький, Серафимович, затем Леонов, Федин, Шолохов... Авторитетные соратники молодых, всемерно заботящиеся о пополнении рядов своих литературных единомышленников.
Сколько юных собратьев по перу обязаны М. А. Шолохову – его доброму, но и взыскательному напутствию, его по-отцовски теплому, внимательному отношению, строгим предостережениям от дешевых соблазнов...
Вспоминаются только последние годы. М. А. Шолохов не раз принимает молодых у себя в Вешенской или в Москве, встречается с группой участников V Всесоюзного совещания молодых. Болен, но находит возможность послать телеграмму и последнему такому сбору. Он почетный президент советско-болгарского клуба творческой молодежи. А полистайте его публицистические книги. Сколько в них размышлений о проблемах становления молодой литературы!
Бесконечно щедр всемирно известный классик на плодотворно богатую заботу о молодых. Охотно делится он своим опытом писателя-коммуниста, человека и патриота, настоящего бойца за идеалы партии, своего народа и советской литературы. Он надежно подхватил эстафету доброй традиции – наставничества, в которой, хочется думать, и добрая память о начале своего полета...
Недавно вместе с ребятами, занимающимися в заводском клубе «Юных техников», которым я руковожу в свободные от работы часы, мы сконструировали модель трактора... 2000 года. До этого одна из наших работ демонстрировалась в США, Бразилии и некоторых других странах. И все это – творчество самих ребят, «внучат» путиловского слесаря Семена Давыдова. Ведь и сегодня деды многих из них, сподвижники Давыдова, работают на бывшем Путиловском, ныне орденоносном Кировском заводе, откуда шагнул в жизнь герой «Поднятой целины».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Что сделано, что предстоит