Васюков, отодвинув стул, выходит в соседнюю комнату – кабинет архитектора. Откуда-то доносятся голоса Ирмы и старика. Васюков распахивает еще одну дверь. Сзади к нему подбегает шофер Воробей с фонариком, луч которого освещает незнакомого человека, остановившегося на ступеньках винтовой, круто уходящей вверх, лестницы. Его за руку тянет Ирма, старик что-то взволнованно говорит ей, по-видимому, возражая ее намерению.
Человек хмурится от яркого света и спускается на ступеньку ниже. В свете фонаря видны военные брюки, заправленные в короткие гетры, молодое, испуганное лицо, густая копна светлых волос рассыпалась на голове.
– Кто такой?
Что-то быстро приговаривая, Ирма тянет его за руку к выходу из комнаты, старик, замолчав, отступает в сторону, Васюков с Воробьем, все освещающим незнакомца, освобождают про-
ход и идут следом. И Ирма вводит человека в зал.
– Майн гатте! – торжественно говорит она. – Нике, никс зольдат, никс официр – майн гатте. Пауль Шнаке!
– Муж?
Все напряженно вглядываются в незнакомца, на котором при тусклом свете свечей можно, однако, разглядеть немало примет недавнего еще военного. Но Ирма с такой доброжелательностью представляет его, что опасения русских постепенно рассеиваются.
– Ага! – говорит Ананьев. – Понятно! Драпанул, значит?
Немец сдержанно осматривает собравшихся и вдруг говорит четко, но с сильным акцентом:
– Капитуляция!
– Во, молодец! Ну раз капитуляция – садись! Садись, черт с тобой. Значит, навоевался? Где воевал: пехота, танки? Авиация?
– Никс авиация. Гренадир грунпе.
– Говорит, в пехоте, – понял разведчик.
– А, в пехоте. Тогда давай, за Победу! За нашу Победу! Над вашим Гитлером.
Ананьев наливает ему из фляги в свободный фужер, и немец, стукнув каблуками, четко произносит:
– Гитлер капут!
– Вот-вот! Наконец-то! За великий капут. И надолго.
Все выпивают.
В зале в разгаре пирушка, фляга уже пуста, бутылка тоже. Разведчик играет на своей гармошке, Ананьев пытается обнять Ирму, та, смеясь, уклоняется, старик курит самокрутку махорки, которую свернул для него Воробей, и кашляет. Зина молча и ревниво наблюдает за захмелевшим Ананьевым, бледный стоит у стены молодой немец и, облокотись на стол, сидит мрачный старший техник-лейтенант.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.