Самоотверженные люди, — сказал Леонид Федорович Носихин.
Когда руководитель ансамбля так говорит о своих подопечных, приходится молча соглашаться, и появляется желание посмотреть самому. И я промолчал. А воскресным утром отправился в танцевальный зал Ленинградского Дома культуры профтехобразования.
Первое весеннее солнце несмело пускало по лужам первых весенних зайчиков. В канале Грибоедова лед набряк, потемнел и готов был тронуться в путь к морю...
— Гран плие... батман... рондежан-партер... адажио... — командовал Алексей Добраш, и сорок человек, подчиняясь ему, вращались, приседали, выполняли прыжки и повороты. А еще сорок повторяли все, отражаясь в огромном, во всю стену, зеркале.
Алексей Добраш — помощник Носихина. Пришел сюда девять лет назад мальчишкой, стал солистом, а теперь вот оканчивает режиссерско-балетмейстерский факультет института культуры, чтобы сделать хореографию своей профессией.
Добраш называет элементы танца, показывает, просит повторить. Он поправляет ошибки, делает замечания. И снова:
— Гран плие... батман...
И лица сорока танцоров и танцовщиц становятся пунцовыми. Рубашки и платья — хоть выжимай. А когда кажется, что они устали, больше не смогут двинуться, он говорит:
— Кажется разогрелись... Перерыв.
Это был экзерсис, подготовка к основному уроку. А минут через десять в зал вошел Носихин.
— Стали. Стали побыстрее, — сказал он. — Начали: и-и-и... раз-два-три-четыре-пять-шесть...
Он считал и отбивал ритм ладонями. Но сорок человек не успевали. И он, повысив голос, отсчитывал в такт хлопкам:
— Чаще-чаще-чаще-чаще...
— Плохо, — говорит он танцорам. — Плохо. Что вы тянете, как резину. — И аккомпаниатору: — Нужно резче.
И снова он рубит счет, и снова останавливает танец. Снова требует повторить кусок, потому что не так держат руки, не так ставят колено, и вообще все не то, и вовсе это не огненный танец басков из балета «Пламя Парижа», а так — размазня.
Кто-то быстро-быстро побежал по залу с лейкой, поливая дождиком пол. Он будто тоже разгорячился от бешеного танцевального ритма и сразу высох, хотя в перерыве его хорошенько смочили.
А Леонид Федорович уже торопит:
— Руки-руки отсюда должны идти, а у вас... — Носихин показывает, как должны идти руки, и как они идут у танцоров на самом деле и почему это плохо.
И снова требует:
— Финал. Дробь ярче, короче... И...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
С председателем Комиссии по делам молодежи Совета Союза Верховного Совета СССР, первым секретарем Томского обкома КПСС Егором Кузьмичом Лигачевым беседует специальный корреспондент «Смены» Владимир Луцкий