Настроение у директора Челябинского транспортного объединения Алексея Носкова было плохое. Стол завален заказами, всем нужен транспорт, а где взять столько машин. А тут еще школьники пришли. Просят машину на две недели. Твердят, что у них какое-то НОУ.
— Вот что, друзья, — остановил гостей директор, когда те, войдя, заговорили все разом. — Коротко объясните, что это у вас за НОУ такое и зачем вам машина.
Вперед подтолкнули Сашу Борисова. Дескать, ты старший, тебе и речь держать.
— НОУ — это научное общество учащихся. Здесь мы под руководством преподавателей и студентов педагогического института делаем первые шаги в науке, приобщаемся к научным исследованиям. — Поймав иронический взгляд директора, Саша понял, что официальный доклад у него не получается. И тогда он вдруг заговорил горячо и сбивчиво: — Понимаете, в чем дело, ходим мы в школу, изучаем науки. Знаю, нужно это все, но мало. Иногда до такой степени, что становится скучно. А наше НОУ — это как раз то, что надо. Живая наука, живое дело, пусть даже в мизерных дозах. У нас двери открыты для каждого старшеклассника. Приходи, работай, пробуй себя. Полтора десятка секций: биологии, математики, физики... Например, мы геологи. А знаете, какие у нас руководители? Они из педагогического института. Сколько они тратят на нас времени! А ведь их никто не заставляет, и ни копейки они за это не получают. Сборник у нас выходит «Юный исследователь». Вы не думайте, что это все игрушки. Вот посмотрите последний номер. Наши ребята-химики по просьбе совхоза «Солнечный» провели анализ почвы. Они же по заказу Дальневосточного пароходства сделали работу по защите судов от коррозии. У нас, геологов, тоже есть кое-что дельное. Мы работаем по заданиям Уральского территориального геологического управления. Составляем геологические карты, отбираем пробы пород, проводим их геохимический анализ. А машина нам вот для чего нужна. Есть идея: устроить автопробег для нашей геологической экспедиции по маршруту академика Ферсмана. Хотим провести самые тщательные геологические исследования тех мест на Урале, где побывала экспедиция Ферсмана. Потом сравним наши результаты с сохранившимися описаниями и выводами академика. Прошло около тридцати лет, должен быть материал для сопоставлений и новых выводов.
В итоге директор выделил ребятам машину. Ни за какой не за безналичный расчет, а просто так, в порядке шефской помощи.
Эпизод, о котором сейчас было рассказано, типичен и одновременно не типичен. То, что производственные, общественные, партийные и комсомольские организации города всем, чем только можно, помогают НОУ, — это факт, с некоторых пор норма. НОУ приобрело в Челябинске сейчас такую популярность, что почти все горожане если не знают подробностей, то наверняка слыхали о нем. Особенно после того, как местные газеты на первых полосах поместили сообщение о присуждении премии Ленинского комсомола Челябинскому государственному педагогическому институту и городскому Дворцу пионеров и школьников. Поэтому неведение директора транспортного объединения — явление исключительное.
История НОУ началась не с удачного изобретения новой формы внешкольных занятий со старшеклассниками. Будь оно так, ничего нового и интересного, кроме оригинального названия, все это не имело бы. События развивались иначе. Поначалу, как и везде, были школьные кружки, Дом пионеров, олимпиады в городских вузах. Кто-то предложил придать всему этому некую логическую завершенность, провести городской смотр юных талантов, в который входил бы комплекс массовых олимпиад, соревнований и конкурсов среди старшеклассников города по различным отраслям знаний. Результаты опыта превзошли самые оптимистичные ожидания. И вот тут, когда стало ясно, что старые организационные рамки кружков и олимпиад тесны, рождается НОУ.
В Челябинском педагогическом институте проходит специальное партийное собрание, на котором совместно с комитетом комсомола обсуждается идея создания НОУ. С той же целью заседает ученый совет института. Идею не просто одобрили, ею буквально загорелись. Так было создано НОУ — научное общество учащихся.
Сколько вопросов сразу возникло! Решили принимать в секции НОУ всех подряд. И проявивших способности, и не блеснувших таковыми, и отличников, и двоечников. Способности? Они не всегда на виду, до них следует порой докапываться. Многолетний теперь уже опыт НОУ подтверждает это. И двойки оказались проходящими.
Формировалась и совершенствовалась организационная схема НОУ. Во главе — совет кураторов, куда входят профессора, доценты педагогического института. Совет кураторов помогает секциям советом и делом. Общество обретает свои традиции. Среди них, например, проведение дней науки, техники и искусства. Они проходят сначала в школах города, потом в сельских школах, куда выезжают бригады НОУ.
Школа — семья — НОУ. Этот треугольник формировался постепенно. Нельзя сказать, чтобы мучительно, но и не всегда гладко. От организаторов требовался энтузиазм, хлопоты. Школа должна была сделать шаг навстречу НОУ. И тут у кого-то из директоров школ вырвалось: «А зачем нам нужна работа, плоды которой будет пожинать институт?» Разумеется, автор этих слов получил достойную отповедь. Но филиалы НОУ, которые вскоре стали зарождаться в школах, обошли вверенное ему учреждение.
Семья в лице родителей дружно отреагировала всеобщим восторгом. Корни этого восторга, как выяснилось, оказались различными. Часть родителей восприняла НОУ не иначе как бесплатные курсы по подготовке в институт. Когда эти родители разобрались, в чем дело, восторг сменился разочарованием. Однако ребята уже втянулись...
А в большинстве своем родители правильно восприняли и по достоинству оценили новшество. Свидетелями чудесных перемен в облике своих уже великовозрастных детишек стали они. Частенько с уст отчаявшихся родителей раньше срывалось традиционное: «Оболтусы, лентяи! Ничем не интересуются». Когда начались разговоры о научном обществе, пожимали плечами: дескать, какое уж там призвание! Но призвание подобно зернышку, оно не дает всхода на пыльной, исхоженной дороге. Лишь попав на питательную почву, оно может вырасти в колос.
Что это за питательная почва? Как заронить искру интереса в сознание пятнадцатилетнего человека, будь то интерес к школьному предмету, путешествиям или работе родителей? Да и, положа руку на сердце, оправдывают ли результаты деятельности научного общества те большие надежды, которые возлагали на него поначалу?
Я исписал вопросами половину блокнота. А потом просто попросил руководителей секций, студентов, аспирантов, преподавателей Челябинского педагогического института ответить на один-единственный вопрос: что они думают о НОУ? Вот некоторые из их ответов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С директором Днепропетровского агрегатного завода Николаем Александровичем Вахрушевым беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков