Мне кажется, что со мной любому партнеру трудно работать. Я со многими пробовала: с Шеваловским, с Гореликом... Парни привыкли вести, диктовать темп, а со мной все не так. Решающее слово всегда мне принадлежало.
У партнера очень трудная и очень незаметная работа. На нем лежит ответственность за все мелкие переходы. Их не видят зрители и даже судьи. Все эти перехваты рук, смены позиций отнимают много сил и нервной энергии.
Мне бы очень хотелось чувствовать, что мой партнер — ведущая сила, знать, что, если я где-то оступлюсь, меня кто-то поддержит. Такого ощущения у меня никогда не было...
Саша, конечно, должен еще прибавить в технике. Но в нем уже сейчас чувствуется мужчина, партнер. У него есть внутреннее спокойствие, сдержанность, чего так недостает мне. Мы разные. Но это и хорошо. Если партнер и партнерша схожи, пара однобокой получается. Саша очень работоспособный и терпеливый. Уже на льду сидит, а все равно второй оборот делает. А вот силовой выносливости ему пока еще не хватает.
Шеф забывает, что Саша не в состоянии все сделать с первого раза. Я тоже иногда это забываю, злюсь. Но он просто не привык к таким тренировкам, к такой отдаче. У него пока нет умения собраться на все два часа. Он, если двадцать минут работает, десять должен отдыхать... А Жуку это непонятно. Играем мы, например, в теннис. Говорю ему: я устала. А он спрашивает:
— Я-то не устал, почему же ты жалуешься? Сейчас у меня есть ощущение, что я хозяйка.
Что хочу, то и делаю. С одной стороны, это прекрасно. А с другой — тяжело. Устаешь очень... Я не могу спокойно следить за выступлением Ирины Родниной и Александра Зайцева. Их сложные поддержки со сменой поз, каскады прыжков, виртуозные связки — все это графика риска в поле опасности. Беззаветная смелость, насмешливое презрение мастеров к любым обстоятельствам, которые они умеют подчинять себе, — вот что наполняет содержанием их композицию, дарит ей особую красоту.
— Даже самые сложные элементы надо делать играючи, — говорит Роднина. — Люблю выйти на лед и кататься так, будто это мне ничего не стоит. Захочу это сделаю, захочу то... Я очень люблю в «Калинке» медленное начало, потом после поворота делаю шесть перебежек, еду и смотрю в лицо кому-нибудь из публики — какова его реакция, когда я вот так еду и глаз с него не спускаю».
...Мне одни наш фигурист сказал как-то: «Надо же, я прокатал программу и не устал». Я слушала его и понять не могла: как же так? Я после первой быстрой части страшно устаю, но вот зазвучал финал — и все забываю... Словно что-то загорается внутри. Ну, а потом, конечно, все. Предел. А вот как-то так выступать, чтобы еще и силы сэкономить... Это не спортсмены, а экономисты какие-то...
Роднина и Зайцев ведут свой диалог на льду с такой беззаветной отдачей и душевной открытостью, что невольно хочется напомнить им об осторожности и о том, что они тоже, как и все, по-человечески уязвимы. Но, разумеется, я молчу. А в моем сознании звучат их голоса.
Ира:
— Хорошо, что я маленькая. Утром втиснусь в метро, на кого-нибудь облокочусь и отдыхаю... На меня обязательно книгу положат или газетой меня накроют. Люблю вот так ехать и людей разглядывать. Можно думать, что-нибудь из программы вспомнить, а то ведь некогда...
Саша:
— Перед соревнованиями меня совершенно не колотило. Это меня самого даже как-то пугало... А то, что я чемпион, до меня еще не дошло. По идее-то что-то должно было перемениться. А ничего не переменилось. Даже дождя не было...
Сегодня у пары Роднина — Зайцев программа еще более сложная, чем была в свое время у дуэта Роднина — Уланов. Что ж, сложность с каждым годом поднимается в цене, нравится это кому-либо или нет, и не думаю, что технический прогресс может помешать фигуристам в раскрытии художественных идей. Жажда проявить себя в новых движениях, выразить себя, свой внутренний мир, как раз и означает: исполнителю есть что выражать. Да если бы эти движения были чужды сути фигуристов, они были бы смешны, нелепы, существовали бы отдельно... Но достаточно увидеть зрителей завороженных выступлением Родниной и Зайцева почувствовать, что у тебя так же, как и у всех замирает дыхание от восторга и неудержимого желания помочь фигуристам, когда ты понимаешь что этот дуэт каким-то непостижимым образом выражает и твою суть тоже, тогда ты уже ничего не будешь говорить о противоречии между духовным миром фигуристов и их техникой...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.