В нашей стране налаживается индустриальное производство таких домиков. Только в системе Министерства энергетики СССР, которому поручено строительство КамАЗа, шесть заводов уже выпускают эти дома. Но поселки из передвижных домов, подчеркиваю, временные, потому что мы намерены каждому на КамАЗе в будущем дать квартиру..
Но пока мы предупреждаем: на КамАЗе трудно.
Построить автозавод можно только с людьми закаленными, знающими, на что они идут. Малодушные не выдержат, да их, откровенно говоря, нам и не надо. Можно, конечно, приглашая людей, расписать красоты здешних мест, поразить воображение грандиозностью строительства. Надавать преждевременных обещаний. Но мы не намерены так поступать. Недавно я был в общежитии у механизаторов. Разговор у нас шел в течение двух часов, и шел без утайки. Быть может, тогда я даже преувеличил трудности. Но я почувствовал, что людям нужна именно такая, объективная информация. Поэтому, гарантируя блага, мы честно предупреждаем, что путь к ним труден. Да, придется пожить и в близлежащих деревнях, и в вагончиках, и во временных поселках, которые сейчас у нас создаются. Но мы сделаем все, чтобы каждый приехавший к нам в Набережные Челны строить КамАЗ жил, как подобает гражданину нашего века.
Р. К. БЕЛЯЕВ:
– В этом вопросе есть еще и такая сложность. Анализ показал, что приток. рабочих в город равномерен, а строительство жилья идет крайне неритмично. Из сданных в прошлом году в эксплуатацию 100 тысяч квадратных метров жилой площади половина была введена в строй в декабре. Ясно, что неритмичность создает дополнительные трудности, которых мы намерены избегать. Большие надежды
в этом смысле возлагаем на завод ячеистых бетонов. После реконструкции он будет выпускать 150 тысяч квадратных метров жилой площади в год. Скоро вступит в эксплуатацию первая очередь домостроительного комбината производительностью 120 тысяч квадратных метров жилья. Продолжаем и строительство жилых домов из кирпича. В декабре наш завод силикатного кирпича должен выйти на проектную мощность – 100 миллионов штук в год. Москва и Ленинград взяли обязательства построить в Челнах в нынешнем году, помимо того, что строим мы сами, 105 тысяч квадратных метров жилья. Армения дает нам туф, Грузия – мрамор, Киев – облицовочные плитки и кирпич, фанерованные двери и многое другое. Все это гарантия того, что строителю автозавода будет хорошо в Набережных Челнах. Мы спрашивали и будем строго спрашивать со всех, кто своей нерасторопностью тормозит строительство жилья. КамАЗ – это трудный экзамен для многих. И, надо сказать прямо, не все его выдерживают.
– ИЗВЕСТНО, ЧТО В ЭТОМ ГОДУ В СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЛЖНЫ ВЛИТЬСЯ ЕЩЕ ОКОЛО 30 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК. А СКОЛЬКО СЕЙЧАС ЧЕЛОВЕК НА СТРОЙКЕ!
Р. К. БЕЛЯЕВ:
– По данным на первое июня – 33 тысячи 362 человека, из них рабочих около 25 тысяч. Но дело отнюдь не только в количестве. Нам не безразлично, каковы эти люди и те, которые по комсомольским путевкам еще приедут, насколько готовы они отдать строительству КамАЗа все свои силы.
...Разговор на эту тему был долог. И становилось ясным, что нет ничего важнее проблемы – человек и стройка, ибо с Камским автозаводом крепко связаны судьбы десятков тысяч людей. Причем средний возраст молодых строителей – 23 года. КамАЗ – стройка всесоюзная не только по названию, но по существу. Здесь трудятся представители 33 национальностей из многих краев, областей и республик страны. Работа с людьми – главное в деятельности партийных и комсомольских организаций.
Камский гигант не имеет себе равных ни в прошлом, ни в настоящем по размаху строительства. Будущий автозавод так мм крайне необходим, как в свое время важнейшие объекты довоенных и послевоенных пятилеток... Чувствуется на КамАЗе что-то от боевой обстановки. Колонны «КРАЗов» в облаках пыли... Земля, вздыбленная и небу» Огромное количество могучей техники... Тысячи людей, устремленных и единой цели. И невольно рождается ожидание мощного стратегического удара. И удар этот будет – и в стратегическом, и в экономическом, и в политическом отношении. Но как тяжел, как труден путь наступления. Здесь нужно мужество, нужна решительность, нужен талант людей, строящих КамАЗ.
Нынешний год – трудный год, но и впереди легких лет не будет. Превратить в оставшееся время около полутора миллиардов рублей – своего рода абстракцию из денежных знаков – в натуру, в корпуса гигантского автозавода не просто. Для этого надо будет уложить около пяти с половиной миллионов кубометров бетона, смонтировать 440 000 тонн металлоконструкций, построить сотни километров дорог, возвести крупный город почти на два миллиона квадратных метров жилья и выполнить еще множество других работ – всего не перечислишь. В этой же пятилетие должно быть завершено строительство Нижиекамской ГЭС, Заииской ГРЭС, Нижиекамской ТЭЦ, входящих в общий промышленный комплекс. А еще предстоит перенести из района стройки села, колхозы и совхозы, создать вокруг Челнов агрогорода. А ведь КамАЗ – это не просто строительная площадка поразительных масштабов, это прежде всего будущий завод. И уже сейчас кипит работа по комплектованию завода оборудованием, готовятся кадры – только на самом первом этапе понадобится более 25 тысяч работников.
Да, задача решается небывало сложная. И я не мог не задать главного вопроса:
– ДИРЕКТИВНЫЕ СРОКИ ОЧЕНЬ ЖЕСТКИ. ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ТАКУЮ СТРОЙКУ, ВИДИМО, «НЕ ВЫТЯНУТЬ». НА ЧТО В ЭТОМ СМЫСЛЕ ВЫ ДЕЛАЕТЕ СТАВКУ!
И. С. ЗАВАЛИШИН:
– Любая крупная стройка имеет свое индивидуальное лицо, и сейчас оно определяется у КамАЗа. Уходит в прошлое период некоторой неразберихи и несогласованности – типичная болезнь роста. Сегодня уже нет проблем, за решение которых мы не рискнули бы взяться. Наступает время принципиальных перемен. Современные научные приемы и методы работы с каждым днем утверждаются все прочнее, хотя и с трудом. Огромный производственный эффект дает и творчество строителей. Таким образом, ставка – на научность и творчество.
Е. Н. БАТЕНЧУК:
– Если говорить конкретно, то мы, например, готовимся к широкому применению буро-набивных свай, которые заменят обычные столбчатые железобетонные фундаменты зданий. Это даст возможность резко ускорить их возведение, позволит не рыть громадные котлованы и не вывозить миллионы кубометров земли для того, чтобы после бетонирования фундаментов снова везти их обратно для засыпки. Все будет иначе: строители бурят скважины диаметром 600 и 1 200 миллиметров, в них вставляются арматурные каркасы, которые затем заливаются бетоном.
Еще штрих нового – крупноблочный монтаж. Основные корпуса будут монтироваться из громадных блоков весом по 60 тонн каждый.
Намерены мы внедрить и автоматизированную систему управления строительством. Она обеспечит точность и оперативность руководства. Если на промышленных предприятиях уже накоплен опыт применения таких систем, то опытом применения АСУ в строительстве располагают немногие организации, и то частичным. АСУ «работала» в Москве, Ленинграде, Ташкенте и Киеве, но на строительстве КамАЗа она впервые в нашей стране будет, применена со всей полнотой. Короче говоря, будем искать и внедрять такие методы работы, которые позволят экономить время и сокращать объем работ.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С первым секретарем ЦК КП Армении Антоном Ервандовичем КОЧИНЯНОМ беседует специальный корреспондент журнала «Смена» Владимир Луцкий