Твоя мишень — под водой

Александр Тамбиев| опубликовано в номере №1096, январь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

В «Смене» № 13 за прошлый год был помещен репортаж Юрия Папорова «С арбалетом в стране рыб», рассказывавший об увлекательных приключениях подводных охотников. Эта публикация вызвала множество читательских писем с просьбами подробнее рассказать о новом виде спорта — подводной стрельбе, — завоевавшем за последние годы большую популярность. Выполняя пожелания читателей, «Смена» подготовила статью о путях развития подводной стрельбы в нашей стране и за рубежом.

Случилось это на южноуральском озере Увильды. Спортсмен из команды Литвы плыл по проливу между островами, делал рекогносцировочные нырни на 5 — 6 метров и внимательно осматривал редкие рощицы водорослей. Неожиданно из ила выскочил вполне приличный линь, весом более килограмма, и остановился на мгновение полюбопытствовать: кто его побеспокоил? Охотник выстрелил, гарпун пробил линя точно посередине. Поднимая тучи ила, линь завертелся на гарпуне, а спортсмен стал, не торопясь, подтягивать добычу к себе. В этот момент мелькнула огромная серая тень, схватила линя и вместе с гарпуном поволокла его в сторону. Это была здоровенная щука, видимо, одна из «старейшин» Увильды. От неожиданности спортсмен едва не потерял загубник. Но в свою добычу вцепился мертвой хваткой. Некоторое время каждый тянул линя к себе. Потом до щуки, видимо, дошла вся необычность ситуации, и, выплюнув слегка изжеванного линя, она исчезла в зеленоватой воде. Вот когда можно было пожалеть, что подводное ружье не двустволка!

Спортсмен выбрался на берег и остаток дня находился в состоянии «грогги». Он подходил ко всем и рассказывал эту грустную историю. Ему сочувствовали, хотя... линь, конечно, помят, но неплохо бы увидеть более веские доказательства... На другой день вся команда Литвы примчалась на место происшествия. То ли сыграли роль упорство и опыт спортсменов, то ли помогло невероятное везение, но та же щука в конце концов встретилась им. Она зарылась в ил, видны были лишь светлый обвод нижней челюсти и глаза.

Спортсмен подобрался к щуке на полтора метра и удачно всадил гарпун. Правда, уже у лодки рыба, очухавшись, стала протестовать столь бурно, что потребовались усилия всей команды, чтобы урезонить ее. Весу в щуке оказалось почти 9 килограммов, а произошло это на первом матче сильнейших команд Советского. Союза по подводной охоте.

Подводной охотой занимаются сейчас десятки, если не сотни тысяч человек. Сплав атлетизма, умения, внимательности, опыта — такая характеристика вряд ли раскроет вам всю необычность и занимательность этого нового вида спорта. Поэтому расскажем о нем подробнее.

Спортсмен погружается в воду без каких-либо дыхательных аппаратов. Он должен найти рыбу. Найти ее в переплетенных ветвях упавшего в омут дерева, под нависающими с берега кустами, среди густого тростника и водорослей, под огромными камнями в море, когда, нырнув, плывешь, заглядывая в гроты, и даже ложишься на дно.

Надо уметь перехитрить рыбу, подойти к ней так осторожно и плавно работая ластами, чтобы чувствительная боковая линия не восприняла угрожающих- колебаний, чтобы не напугал блеск маски, чтобы ни одно движение не спугнуло ее, потому что гнаться за добычей совершенно бесполезно. Нужно подойти к рыбе, когда она стоит к тебе боком, иначе промах почти неминуем. Это не касается, конечно, донных рыб, они могут лежать, как им вздумается.

Нужно иметь хорошее ружье и владеть им так, чтобы выстрел был одинаково успешным, стреляешь ли ты с метра в большого ската, лежащего на дне, или палишь навскидку по кефали, мчащейся в четырех метрах от тебя.

...Час идет за часом, а ты все плывешь над заросшими камнями, над песчаными прогалинами, над участками ила, от которого тянутся вверх стебельки подводной травы. Из-за постоянного напряжения начинают чудиться рыбьи силуэты: нырок, нет — это сгусток водорослей. А рыбы все нет, вокруг шмыгают лишь «незачетные» окуньки. Уходишь дальше от берега, идешь на нырках посередине бухты. Иногда видишь плывущий буек с номером — это идет кто-то из спортсменов. Оглядываешься на свой буй, он в порядке, тащится за тобой.

Угри — самая интересная добыча в Балтийском море, и, помня советы хозяев «поля» — эстонцев, которые охотятся где-то рядом, ищешь в иле дырочки для дыхания, которые оставляет угорь, сам весь зарываясь в ил. И вдруг — какие там дырочки! — на песчаной прогалине, прихотливо изогнувшись, лежит метровая рыбина.

Осторожно подныриваешь, приближаешься, медлить нельзя — выстрел! — и угорь моментально превращается в бешено бьющийся, вращающийся клубок. Бросаешь на дно ружье — только бы не дернуть, только бы не сошел, вытаскиваешь нож, ныряешь и хватаешь угря за спину. Он извивается в руках, хватает зубами гарпун, нож буквально отскакивает от него, а надо, как учили эстонцы, попасть в жабры. Но попасть в эту взбесившуюся, покрытую слизью пружину очень трудно. Перехватываешь его ближе к голове, это ошибка! К голове угорь сужается, и как его ни сжимай, он выскальзывает, сходит с гарпуна и, пройдя буквально сквозь руки, исчезает в мутной воде. Да, такую потерю не скоро забудешь!

Но вот уже и ракета, пора выходить на берег. У судейского стола толпятся зрители. Все почтительно расступаются, когда спортсмены проносят к столу особенно внушительных рыб.

...Это очень красочное зрелище — открытие крупных соревнований по подводной охоте. Шеренга спортсменов необыкновенно впечатляюща: в разноцветных гидрокостюмах, с ружьями всевозможных конструкций, со снаряжением — ласты, часто с интересными усовершенствованиями, куканы, свинцовые пояса, глубиномеры — все это отражает солнечные лучи, переливается, привлекает внимание. Над командами развеваются причудливые флаги клубов. А если добавить к этому суету фото- и кинорепортеров, белые воротнички судей, любопытство зрителей и, конечно же, легкий прибой, который разбивается у самых ног, то вы поймете всю приподнятость момента.

Но вот сказаны приветственные слова, поднят флаг. После выполнения первых двух упражнений в воздух идет ракета. Если командам придаются лодки с моторами, то взревут «вихри», команды спешно погрузятся и отвалят от берега. Бывает, отплывают на весельных лодках, бывает, расходятся по берегу пешком. Все зависит от того, какой участок моря, какая акватория отводятся для соревнований. Обычно километров 10 — 12 побережья, включающего заливы, бухты, мысы. А вот какое место внутри акватории выбрать для поисков рыбы — плод долгих и жарких обсуждений всей командой. За несколько дней судьи вывешивают карту акватории с указанием примерных глубин, течений, возможных ветров.

На день соревнований по третьему упражнению отводится 6 часов охоты. За полчаса до появления перед судейской коллегией дается вторая ракета, закрывающая день соревнований, которые длятся обычно два, иногда три дня. Таким образом, на самую охоту приходится 12 — 18 часов. В зачетное время никто не гонит спортсмена в воду, он может хоть половину его просидеть на берегу, отогреваться, скажем, после холодной воды, тут важен конечный результат — зачетная, не меньше определенного веса, рыба, а сейчас к тому же еще очки по другим видам подводной стрельбы.

Но, как говорится, охота пуще неволи. И в зачетное время выкладываешься полностью, стараясь проплыть и обследовать возможно больше мест, сделать как можно больше нырков, выскакивая на берег, лишь когда от холода начинается икота, а дрожащие руки и ноги пугают рыбу.

История мировых первенств по подводной охоте начинается с 1958 года. Впервые подводные охотники собрались на побережье Атлантики в Португалии. Тогда и в личном и в командном зачете первенствовали спортсмены Франции — страны, отличившейся своими исследованиями в подводном мире. Затем первенства мира проводились каждые два года: на Мальте (личный зачет — американец, командный — Испания), на Сицилии (бразилец, Италия), в Испании (испанец, Испания), в Бразилии (бразилец, Франция), во Французской Полинезии (австралиец, Франция). Сильнейшими командами являются, таким образом, французская, итальянская, испанская. Интересно, что за команду Франции выступал уроженец острова Таити полинезиец Жан Тапу, ставший чемпионом мира 1967 года.

Чемпионат мира 1967 года проводился на Кубе, почетным председателем оргкомитета являлся Фидель Кастро. Чемпионат собрал команды из 29 стран. Первое место в итоге двух дней соревнований завоевали кубинцы, подстрелившие 459 рыб общим весом 1 504 килограмма. Жан Тапу добыл 250 рыб весом в 695 килограммов, за что и получил главный приз. Самая крупная рыба была убита спортсменом из Люксембурга, ее вес составил 119,5 килограмма. Надо полагать, что команда СССР выступила бы на мировых первенствах успешно. Во всяком случае, советские стрелки были бы далеко не последними, например, на VIII чемпионате мира, который проходил в 1971 году в чилийском городке Икике. Интересно отметить, что условия соревнований в Чили — температура и прозрачность воды, волнение моря — оказались очень близкими к тем, в которых происходит большинство соревнований у нас в СССР, скажем, в Прибалтике.

Каждой команде чилийцы выделили рыболовецкий сейнер, катер для напитана и моторные шлюпки на каждого члена команды. Акватория соревнований охватывала участок 20 миль в длину и 5 в ширину. Участники смогли показать неплохие результаты, несмотря на сравнительно трудные условия. В итоге двух дней соревнований первое место среди 20 команд заняла команда Чили, добывшая за 12 часов охоты 247 рыб (773.900 очков), на втором — команда США, на третьем — команда Италии. Чемпионом мира стал 28-летний Рауль Чоке (Чили), добывший 127 рыб общим весом 278,5 килограмма.

У нас в СССР первые представительные соревнования по подводной охоте состоялись в Риге в июне 1968 года. Это было первенство СССР среди клубных команд. На них из 11 городов приехала 21 команда. Первые два места заняли команды рижского клуба «Амфибия», третье — московский «Лаврак». Конечно, моря, в которых приходится соревноваться — Балтийское, Каспийское, Черное, — не тропики, богатые рыбой. Тут, чтобы добыть килограммы, нужна исключительная работоспособность и выносливость спортсменов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Знает, может, хочет, успевает»

С директором Рижского опытного автобусного завода РАФ Ильей Ивановичем Позняксом беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков

Из итальянского юмора

Как я воспитывал своего сына