– Так оно и есть, – подтвердил директор станции кандидат технических наук Сергей Петрович Козырев. – Но мы должны не просто быстрее вывести из строя машину или какой-то узел ее, а получить при этом данные, соответствующие постепенному износу трактора в реальных условиях. Данные эти позволяют повысить надежность и долговечность машин, улучшить их технико-экономические показатели, облегчить труд механизаторов.
Масштаб работ, проводимых на станции, значительно увеличится, когда здесь вырастет новый полигон. Сергей Петрович показывал мне проект этого полигона, настоящего испытательного центра, оборудованного по последнему слову науки и техники. Уже сейчас строятся асфальтированные и грунтовые треки, дороги с булыжным покрытием и песком, надолбами, кюветами, стремительными подъемами и кавказским «серпантином», обрывами, болотами, грязевыми каналами и водными преградами – со всем, что может встретить трактор на своем «жизненном» пути. Большинство этих дорог автоматизировано. Под треками закладывается электропровод, по которому потечет ток высокой частоты, и тракторы послушно последуют изгибам кабеля. В специальных камерах на тракторы обрушатся ливни и пыльные бури, в климатическом корпусе тракторы попадут в тропики или районы Крайнего Севера. И здесь роль испытателей возьмет на себя автоматика, а управление всеми испытаниями будет осуществляться с пульта центральной диспетчерской.
Строится и специальная испытательная горка для изучения устойчивости трактора при боковом опрокидывании. А пока сталкивают трактор под обрыв – и все.
Шахназаров разыскал удобный склон. Трактор стоял рядом, пофыркивал мотором. Османов усаживал в кабину манекен, пристегивал его ремнями к сиденью. Все молчали. Только сейчас я заметил, что испытатели волнуются.
Османов включил скорость, выпрыгнул из кабины, а трактор рванулся к обрыву. Каждую секунду увеличивалась скорость, вырастал угол наклона. Впереди выступ, напоминающий трамплин. Трактор как будто споткнулся о него, подпрыгнул – и вот уже летит вверх колесами. Оторвалась одна из фар, покатилась по склону. А трактор, сделав двойное сальто, встал на «ноги» и пошел дальше своим ходом, как ни в чем не бывало. Догнали мы его внизу, выключили мотор, внимательно осмотрели. Кабина уцелела, каркас ее лишь слегка согнулся, выдержал эту страшную нагрузку. Манекен сидел на месте тракториста и ухмылялся.
– Говорил же я, что можно спокойно сесть сюда и человеку, – пробормотал Котов.
– И я был уверен, что кабина выдержит. – Османов радостно ощупывал стойки кабины, только что выдержавшей трудный экзамен.
Ежедневно с конвейеров тракторных заводов страны сходит свыше тысячи новых машин. Но потребности нашего хозяйства в новой технике все возрастают. Только в прошлой пятилетке было освоено и запущено в производство около 350 новых и модернизированных тракторов, сельскохозяйственных машин и приспособлений. В этом пятилетии предусматривается выпустить свыше 2 миллионов тракторов. Создание новой машины похоже на уравнение со многими неизвестными. И решают его общими усилиями рабочие, ученые, конструкторы, испытатели.
У входа на станцию, поднятые на бетонный пьедестал, стоят два стареньких трактора, первенцы отечественного тракторостроения, – «СХТЗ» и «Универсал». И ежедневно мимо них уходят на дороги полигона машины завтрашнего дня. Здесь, на подмосковном трактородроме, они прокладывают свою первую борозду, отсюда стартуют на поля страны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.