...я сталкивался с балетными актерами и огорчался, глядя на их мастерство, дилетантизмом своей профессии.
Балетным актерам известна каждодневная работа в ее самом непосредственном и конкретном смысле. Труд балетного актера не абстрактное понятие, а тяжелейшая физическая. работа. Но только так можно достичь вершин профессионализма. Такого же отношения к своей профессии, к своему труду я требую от актеров драматических, которым в идеале столь же необходимы пластическая выразительность, яркость внешней формы, как и актерам балетным.
Балетный театр имеет свои «мировые стандарты», четкие критерии профессионализма. Как в спорте, где существует только «да» или «нет», где не может быть места дилетантизму. В балете лишь безупречное владение техникой, сумма профессиональных данных позволяют актеру проникать в суть характера, образа. В балете нет и не было больших актеров, которые могли бы не владеть техникой. Ее отсутствие не прикрыть здесь ни внешним обаянием, ни искусной режиссурой.
В этом плане актерам драматического театра есть что позаимствовать из арсенала балетного актера. Такие элементарные, к примеру, для балетного актера вещи, как обязательность «разминки» перед выходом на сцену, неплохо было бы усвоить и людям моей профессии.
Балет — гармоничное искусство. Главное для меня в искусстве — гармония. Такими гармоничными танцовщиками я могу назвать Майю Плисецкую и Владимира Васильева.
Мне не очень интересен канонический балет. Современный значителен прежде всего созданием характеров. Это, по-моему, отличает «Спартак», где четко обрисованы два сильных, энергичных героя, конфликт между которыми составляет острую драматическую коллизию. Режиссура этого спектакля — высшего современного уровня: тема вечного стремления человека к свободе получает зримое, конкретное воплощение.
Из современных хореографов я бы назвал Григоровича, Вельского, Боярчикова и американца Роббинса, автора «Вестсайдской истории», как наиболее интересных из тех, которых я знаю, художников балетного театра, ищущих интересные пластические формы, современные по характеру и художественному вкусу.
Короткие беседы, с которыми вы познакомились, не нуждаются в дополнении. Мир балета предстал в восприятии разных художников — профессионалов и людей, с вниманием и любовью относящихся к искусству хореографии.
Балет — это театр с сильными и мужественными героями, яркими драматическими коллизиями.
Балет — это прекрасное, подобное музыке, живописи искусство.
Балет привлекает интересными характерами, мастерами, владеющими высшими секретами профессионализма.
В балете находит поэтическое отражение жизнь со всеми своими радостями и страданиями.
Во всем этом смысл современного балета, его новый этап, художники которого ищут гармоничное сочетание правды и поэзии, лирики и драмы. Тогда балет — чудо, волшебство, сказка, открывающая мир в его прекрасном, обращенном к красоте образе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.