Ответить исчерпывающе на него не берусь, рецептов в педагогике не бывает, но попробую рассказать о своем опыте. Не один год пришлось мне работать с молодежью, причем народ попадался обычно трудный — я вел кружок самовоспитания в детприемнике, на заводе, при детской комнате милиции. В последнее время я работаю воспитателем в ростовском ГПТУ-10, я попытался организовать при училище своеобразный клуб самовоспитания, который мы назвали «Создай самого себя». Горком комсомола поддержал идею клуба, и начались поиски, разочарования, находки, ошибки. Сначала в клуб шло много ребят, и я ликовал. Однако вскоре: большая часть разбежалась. Тогда я понял: погоня за массовостью в таком деле вредна. Клуб клубом, а с каждым подростком приходилось работать индивидуально. Заинтересовать ребят идеей воспитания воли легко, но поддержать это стремление трудно. У самых слабохарактерных желание закалять волю пропадает с первым звонком будильника, поставленного на час раньше обычного. Как укрепить ребят в решимости закалять характер? Чтобы я мог ответить себе на этот вопрос, я должен был хорошо знать каждого из них. Главным, что меня интересовало в этой ситуации, были интересы ребят. Легко было с теми, у кого привязанности лежали, что называется, на поверхности. С заядлыми футболистами я сразу нашел общий язык. Закон настоящего спортсмена — строгий режим, это они знали и до меня, мне оставалось только наблюдать за ребятами, направлять их. А что делать с теми, у кого и привязанностей-то на первый взгляд никаких? Задушевные беседы часто ничего не давали. Да ребята и боятся порой этих бесед: тон, думают они, у воспитателя душевный, а для чего это он все выведывает?
Помню, никак не мог я подступиться к неряшливому и страшно ленивому парню, Василию. Он любил сытно перекусить, а потом, не раздеваясь, прямо в грязных ботинках, броситься в кровать. Умывался он раз в неделю. Мне показалось, что у него нет даже никакого «зернышка». Но тут заметил, что юноша постоянно вертится около кинобудки, а во время киносеансов просто-таки преображается: становится и быстрым и ловким, глаза загораются. Выяснил, что очень любит Василий кинотехнику. Решил на этом «сыграть»: попросил помочь наладить порядок в клубе, разрешил ему дежурить в кинобудке. Достал книги по кинотехнике. Через месяц поставил помощником киномеханика от учащихся. Теперь он стал как бы хозяином клуба: у него узнавали, какой будет фильм, какова программа вечера. Это парню льстило. Неряшливо одетым в клубе распорядителю появляться неприлично. Начал Василий гладить брюки, чистить ботинки, купил себе нейлоновую рубашку. Вскоре пошел в вечернюю школу. Я сумел ему доказать, что без упорного и волевого характера в кинотехникум не попасть. Стал он работать над характером. Не все шло гладко — дважды бросал Василий это «проклятое самовоспитание», как он его называл в минуты отчаяния, но в общем-то двигались мы в гору. Попробуйте-ка теперь в киномеханике одного ростовского кинотеатра в этом статном, всегда бодро улыбающемся и опрятно одетом парне, узнать того Ваську-неряху, каким он был раньше.
...Девушек убедить в необходимости самовоспитания обычно легче. Порой достаточно было разговора о том, что им предстоит строить семью, воспитывать детей, быть хранительницей домашнего очага — а для этого надо быть и культурной, и воспитанной, и, конечно же, обладать терпением и мужеством.
Мне хочется процитировать письмо одной девушки, члена клуба, с которой лочти год мы занимались самовоспитанием, причем по ее просьбе все делалось долгое время в тайне от подруг (боялась насмешек).
«Вы понимаете, я не поверила вначале, когда вы предложили мне работать над своим характером, что у меня что-либо получится; пошла из-за интереса. Я всегда была очень вспыльчива, ссорилась со всеми и, не скрою, была завистлива. В школе, да и в училище в первый год, как вы знаете, меня не любили. Как сейчас помню первые попытки сдерживаться. Помню, заставила себя считать до пятидесяти. Зло не прошло тогда, но при повторении заметила; что смолчать, не надерзить оказалось легче... Я сейчас другой человек. Что-то ушло из моей души, что раньше постоянно отравляло жизнь, портило отношения с людьми. Как будто из меня вынули какой-то большой сосуд желчи. Я сейчас весела, и мне хочется людям делать добро, чего раньше у меня не было. И жить мне с моим новым характером очень и очень легко. Мне порой кажется, будто я всегда такая была, и, только читая прежние письма и дневники, я вспоминаю, какой отвратительный характер был у меня».
Не мною замечено, что, воспитывая волю, человек меняет — в лучшую сторону — свой характер. И добавлю, из него наверняка получится лучший работник, чем из безвольного человека. Мои ребята готовились стать строителями, и я всегда помнил об этом: разговор о рабочей гордости, о трудолюбии, о сноровке в каждом деле, о любви к профессии у меня занимал всегда много места.
Сейчас ребята из клуба «Создай себя» разъехались по всей стране — они окончили училище. От многих из них я получаю письма. Вижу, что затраченные труды не пропали даром: многие, работая, учатся в школе, занимаются спортом, участвуют в общественной жизни и, главное, отлично трудятся. Но плохо одно — трудно ребятам без помощи опытных педагогов. Они не настолько еще зрелы и самостоятельны, чтобы продолжать самовоспитание без помощи старших. И тут мне хочется поднять вопрос о том, чтобы на предприятиях, на стройках — всюду сохранялась преемственность педагогических принципов, по которым учили ребят в ПТУ. Очень огорчило меня письмо из Казани. Туда уехали несколько наших выпускников. Ребята пишут, что после нескольких попыток наладить прежний быт в общежитии и не найдя должной поддержки (я представляю себе: устоявшиеся порядки; новички старожилам диктовать не смеют) они решили «отложить жизнь по режиму до армии». Себя-то они, может, и убедили в своей правоте, но я-то знаю, что это не что иное, как самая настоящая сделка со своей совестью, обыкновенное откладывание дел «до понедельника», с чем я всегда боролся.
Отсутствие преемственности — результат того, что наши стройки и заводы не имеют кадров воспитателей. Воспитатель на производстве необходим так же, как инженер и врач. Опыт лучших передовых предприятий и строек показывает, что воспитатель — единица рентабельная: где хорошо поставлено воспитание, там высоки производительность труда и трудовая дисциплина.
Но пока вопрос о кадрах не решен, мне думается, комсомолу не годится сидеть без дела. Кажется вполне реальным такое предложение: при райкомах, горкомах комсомола собрать хотя бы молодых мастеров ПТУ, предприятий, собрать и тех воспитателей, что значатся в штатных расписаниях, и создать для них курсы — учить их, как готовить ребят к самовоспитанию. Если эти мероприятия будут подкреплены выпуском книг по самовоспитанию для юношей и девушек (их сейчас ничтожно мало), то, думаю, польза от всего будет большая.
Подготовка ребят к самовоспитанию — лишь часть работы по воспитанию, которую я вел, будучи воспитателем в ПТУ. Я выделил эту работу потому, что считаю ее очень важной и еще потому, что она многими заброшена. А между тем есть большая правда в пословице: «Посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу». Мы, воспитатели, кровно заинтересованы в том, чтобы судьба наших ребят сложилась счастливо, а для этого надо учить их управлять обстоятельствами, быть выше своих слабостей. С молодых надо строго спрашивать — лишь в таком случае к ним придет самостоятельность. Но прежде надо помочь им стать взрослыми, сильными, волевыми людьми.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Первый секретарь ЦК КП Белоруссии, кандидат в члены политбюро ЦК КПСС П. И. Машеров отвечает на вопросы «Смены»