Среди вековых сосен знаменитого курортного городка Пицунда высятся корпуса новых гостиниц, санаториев и пансионатов. В вестибюле одного из этих пансионатов невозможно не обратить внимание на огромное декоративное панно-фреску. На ней изображена удивительная по красоте, яркая и сочная по колориту, необычайно интересная по своему сюжету картина. Это – своеобразная песня Грузии, по-своему спетая художником.
Все, чем богата и славна грузинская земля, начиная от ее природных даров и исторических памятников, ее необыкновенной, разнообразной природы и кончая сегодняшними достижениями, – все это на фреске в виде конкретных и запоминающихся образов. Описать их, вероятно, еще труднее, чем создать. Поэтому фреску называют не иначе, как песней о Грузии.
Автор работы, известный в Грузии художник Николай Игнатов, сравнительно молод. В 1962 году он окончил
Тбилисскую Академию художеств. Живопись, графика, фреска, кино- и театральная декорация – вот те жанры, в которых его сочная, многоцветная кисть оставила свой собственный, ни на что другое не похожий след.
Однажды его пригласили сделать роспись ресторана. Он согласился. Но фреску он посвятил не эпикурейству, не застольным мотивам, а любви. Лица юноши и девушки, изображенных на фреске, были светлы, полны жизни. Фреска стала первородной в целой серии работ на эту тему.
Затем наступила очередь русских народных сказок, произведений Пушкина, Горького, Куприна, Гарсии Лорки. Необычайная пластичность, лаконичность, ясность и четкость рисунка определяют стиль его иллюстраций.
Но любовь к театру, к театральному искусству, зародившаяся еще на студенческой скамье, не давала покоя. Не случайно темой своей дипломной работы он избрал оформление драматического произведения. Это были «Лунная соната» А. Тур и «Кровавая свадьба» Гарсии Лорки. Затем последовали спектакли, хореографические новеллы в Тбилисском театре оперы и балета имени 3. Палиашвили, «Мудрость вымысла» и «Король Лир» в Театре имени Ш. Руставели. Этими работами Николай Игнатов встал в ряд ведущих театральных художников республики. Великолепно владея техническими средствами и тайнами сценической композиции, он пришел в театр уже со своей сложившейся манерой.
Интересны и красочны его живописные полотна. Глубоко поэтичные, они убедительно передают многоцветие жизни. Его излюбленная тема – повседневность, быт трудовых людей, их чувства, переживания, характеры. Таковы «Тушетия», в которой тонко передан духовный мир горцев. На фоне силуэта села показана семья горцев; в самом уже расположении фигур чувствуются своеобразие и характеры людей.
Станция «Октябрьская» тбилисского метрополитена находится в большом промышленном районе. Ее стены украшает монументальное панно «Дни революции». Оно как бы раскрыло новую черту в творчестве Николая Игнатова – владение монументальной формой. «Дни революции» – это произведение, в котором непоколебимая решимость большевиков, их преданность народному делу и революционный порыв выражены так безупречно точно, с такой выразительной силой, что поневоле сравниваешь его с лучшими работами, посвященными революции.
Его замыслы распространяются на все жанры, в которых он уже утвердил себя. Только он хочет работать в них по-новому, с учетом того опыта, который приобрел за годы насыщенного труда. Требовательность к самому себе и мастерство всегда идут рука об руку в творчестве Николая Игнатова.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.