В. ГЛУШКОВ. Несомненно, возраст представляет очень большие резервы, и педагогика еще далеко не исчерпала их. Но нужно иметь в виду, что при массовом переводе детей на усложненную программу по математике, например, возникает специфическая трудность. Если, допустим, в пятом классе ввести преподавание дифференциального исчисления, то я уверен, что 50 процентов ребят его поймут. А остальные? Нужно считаться с тем, что становление способностей происходит очень рано, и, наверное, не нужно остальную половину заставлять постигать тайны дифференциалов, если они все равно не станут математиками или инженерами. Но, видимо, не стоит говорить и о строгом разграничении на естественников и гуманитариев. Это приведет к ненужной односторонности в развитии. Просто для каждого ученика преподаватель должен иметь индивидуальную программу, все усложняющуюся по мере продвижения вперед. Это позволит нам получать первые научные работы уже на первом курсе университета, а не после аспирантуры.
Сейчас таких примеров единицы. А можно и нужно сделать так, чтобы это стало системой. Но как? При нынешней технической базе обучения один преподаватель при всем желании не может вести индивидуальную работу больше чем с двумя-тремя учениками из 25 — 30. Превратить в учителей половину населения? Нет, речь идет о необходимости широкого внедрения программированного обучения, когда машины будут проверять знания в объеме обычного школьного курса, а учитель, освобожденный от рутинной работы, сможет заниматься с учениками по индивидуальным программам. И если он заметит, что М. или Н. уже в пятом классе проявляет способности к математике, им будут предлагаться все более сложные задачи. Важно только, чтобы этот процесс был постоянным и не прекращался в университете. И тогда вполне сложившиеся ученые появятся в возрасте нынешних выпускников.
Академик В. М. Глушков говорит о будущем. Но уже сейчас шефство, которое осуществляют крупнейшие научные центры страны над обычными школами и физико-математическими школами-интернатами, исследовательская работа студентов в университетах и институтах, наконец, бурное развитие современной науки создают предпосылки для появления в СССР ученых в совсем молодом возрасте. В пятом номере журнала «Кибернетика», издаваемого в институте, есть статья, анализирующая «некоторые тенденции публикаций в области теоретической кибернетики». В ней приводятся любопытные данные. В составе авторов этого издания один академик, 19 докторов, 56 кандидатов наук, 2 лауреата Ленинской премии. Несмотря на то, что около половины авторов — научные работники с ученой степенью, их средний возраст — 33 года. Наиболее продуктивные авторы журнала на 5 лет «моложе» ученых США, имеющих те же показатели по числу публикаций.
Так что речь идет уже не о тенденциях, а о практике. Молодежь в современных отраслях советской науки начинает занимать лидирующее положение.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.