В США одним из глашатаев этих взглядов выступил социолог Даниэль Бэлл, выдвинувший лозунг «Долой идеологию». Во Франции эту теорию развивает Р. Арон — социолог и публицист из газеты «Фигаро».
Как ни странно, но авторы этой теории пытаются опереться на высказывания Маркса и Энгельса. Действительно, в произведениях Маркса — в «Немецкой идеологии», в «Святом семействе», в письме Энгельса к Мерингу — идеалистическая мелкобуржуазная и буржуазная идеология трактовалась как превратное, извращенное сознание, которое ставит вещи с ног на голову. Но Маркс и Энгельс одновременно создавали новую, социалистическую идеологию — научный социализм. Эта идеология возникла на почве марксистской философии, политической экономии и истории социализма.
Борьба за так называемую «деидеологизацию» идет не против идеологии вообще, а против марксистской социалистической идеологии. Этого не хотят понять некоторые простаки, считающие себя марксистами, или они делают вид, что не понимают, в чем здесь суть дела.
Эта борьба идеологий отражает и выражает борьбу противоположных общественных сил, противоположных классов, их положение, интересы и цели. Буржуазия, ее идеологи стоят на позиции утверждения вечности, незыблемости капиталистического строя. Пролетариат, его научная идеология, научный социализм, опираясь на опыт истории и законы общественного развития, рассматривают капитализм как одну из исторически преходящих общественных форм, которая в наш век уже изжила себя, обнаружила глубокие противоречия и недуги. На смену капитализму неизбежно приходит социализм и коммунизм.
Но именно это «деидеологизаторы» считают неприемлемым в марксизме, в научном социализме, отсюда и их лозунг «Долой идеологию».
Есть в наше время на Западе и другие точки зрения на судьбы капитализма и социализма. Например, некоторые буржуазные социологи предполагают, что капитализм в свое время возьмет у социализма все рациональное, что есть в социалистическом обществе (планирование, соревнование), а социалистический строй возьмет все рациональное, что есть у капитализма (буржуазную демократию, частную инициативу и т. д.). И победа в будущем будет будто бы не за социализмом, а за капитализмом. Будущее в их слиянии, в конвергенции. Поэтому, мол, надо сделать все, чтобы идеологические аспекты не мешали этому процессу. Сторонником и пропагандистом этой теории конвергенции выступает Питирим Сорокин, в свое время высланный из СССР и живущий ныне в США*.
_______
* Недавно, в 50-ю годовщину Октября, он выступил в американском журнале с очень интересными и ценными признаниями наших успехов. Но к этой его статье надо вернуться особо.
Этот взгляд на последнем Всемирном социологическом конгрессе в Эвионе (Франция) Питирим Сорокин и его единомышленники распространяли и на социологию. Как они утверждали, в каждой социологии есть свое зерно истины. Поэтому давайте объединим все социологии в одну, единую социологию.
Но так же как социализм и капитализм непримиримы, так и марксистская и буржуазная социологии исключают друг друга, если речь идет об общей теории.
Конечно, если речь идет не об общей теории в социологии, а о тех или иных конкретных социологических исследованиях или методике, технике конкретных социологических исследований, то марксисты должны, обязаны тщательно изучить эти исследования и брать все ценное. Тут должен быть тот же подход, что и в области политической экономии и в конкретных экономических исследованиях. Без этого не обойдешься при изучении капитализма.
Наша марксистская социология должна стоять на прочной почве марксизма, диалектического материализма. Буржуазная идеология мешает научному исследованию. Среди тех, кто говорит «Долой идеологию», есть честные и искренние люди, которые хотят избавиться от реакционных пут. Но есть и такие, кто воюет против марксистской идеологии, чтобы вместо нее обеспечить победу буржуазной идеологии.
Как подходят к проблеме личности идеологи буржуазного общества?
Проблема человека, проблема личности, отношения к ней есть один из водоразделов между двумя общественными системами и двумя борющимися мировоззрениями, социологиями.
Буржуазная социология часто трактует ее абстрактно, идеалистически — таи, как эта проблема стояла сто, двести и тысячу лет тому назад. Все люди — братья, учило и учит христианство. Но столетиями люди разделялись на противоположные классы, на угнетателей и угнетенных. В течение веков идут кровопролитные войны и люди истребляют друг друга. И сегодня христианнейшие «гуманисты» из Пентагона истребляют тысячи вьетнамцев. Абстрактный, идеалистический гуманизм буржуазных философов и социологов — это обман.
Нередко, правда, честные исследователи проблемы личности в буржуазном обществе дают ценные работы, отражая и выражая трагическую судьбу личности при капитализме.
Марксисты, марксистская философия и социология в вопросе о гуманизме занимают свою, особую позицию, противоположную буржуазным и ревизионистским концепциям.
Некоторые буржуазные социологи искренне и всерьез считают, что лишь в ранних работах Маркса, таких, как «Экономико-философские рукописи», продолжается гуманистическая традиция классической философии. А позже Маркс будто бы стал сухим экономистом, «суровым» революционером, поборником одной лишь классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Некоторые ревизионисты придерживаются такой же точки зрения.
Но это — величайшее заблуждение. Весь марксизм, все труды Маркса, Энгельса и Ленина — это подлинный, истинный, реальный гуманизм.
В марксовой теории классовой борьбы, пролетарской революции, диктатуры пролетариата и в ленинской теории социалистической революции в миллион раз больше гуманизма, чем в буржуазных писаниях всех гуманистов капиталистического мира, вместе взятых. Как могут люди этого не понимать, считая «Капитал» Маркса не относящимся к проблеме человека и гуманизма!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.