До конца гонки еще трое покидают «поезд» по той же причине, что и швейцарец.
Тренер швейцарской команды, двукратный чемпион мира по спринту Оскар Платнер лишь разводит руками. «Надо же быть полным идиотом, чтобы принимать допинг, зная, что вечером у тебя возьмут анализ!» — говорит он, когда попался Регамей. И вновь машет рукой и досадливо морщится, когда попадается на том же прегрешении и второй его подопечный. Бывший профессионал, Платнер привык к допингу, он только недоволен неумелым применением его.
Канадец Кэрри де Ионг подходит ко мне и, улыбаясь, говорит:
— Помните, мы с вами встречались на гонке святого Лаврентия у нас в Канаде?
Я не припоминаю его лица. И тогда он, смеясь, повторяет мне старую, знакомую историю:
— Помните, я рассказывал вам тогда, как ваш гонщик Сайдхужин и я были в одном отрыве. Я ему кричу: «Русский, вперед!», — чтобы он работал, а не отсиживался за моей спиной. До финиша недалеко, и он слишком берег силы для последнего спринта. Он не хотел работать впереди. Я снова крикнул ему: «Русский, вперед!» И он мне ответил: «Нет, я не русский! Я — тартар»!
И канадец весело смеется, смеюсь и я, вспомнив эту историю и вновь услышав смешное звучание слова «татарин» в канадском исполнении.
За этим анекдотом, имевшим место в жизни, стоит закон большой и сложной тактической борьбы, которая начинается задолго до того, как первые километры этапа лягут под колеса машин.
Правда, наш Севушка всегда иронически относится к шумным собраниям, обсуждающим тактику, к наставлениям тренеров. «Говори, говори, — ворчит он, — сколько живу, не помню, чтобы хоть раз план тренера осуществился».
Тактика многодневки — штука сложная. Она требует удивительного сочетания усилий, направленных как на достижение командного результата, так и концентрации сил для того, чтобы «привести» лидера.
Кто он, этот лидер, а зачастую и победитель гонки? Совсем не обязательно, что он сильнейший гонщик. Просто он подготовлен ровнее других, просто у него прекрасные товарищи по команде, просто они умеют работать вместе для победы одного. Победитель «Молочной гонки» поляк Гавличек — гонщик довольно средний. Гораздо слабее Станислава Шепеля — лидера нашей команды, занявшего второе место и проигравшего поляку всего 12 секунд.
Гавличек оказался более стойким бойцом, чем Станислав. Ах, как хочется вернуться в ту точку, где Станислав совершил ошибку, и заново пройти весь путь!
Судите сами. Восемь этапов каждое утро начиналось для гонки словами «Шепель из России», и Станислав надевал новую желтую майку лидера. Восемь этапов он катил в этой майке. И хотя он имел преимущество над Гавличеком то в три секунды, то чуть больше, он был впереди. И ребята честно и мужественно работали, стараясь ему помочь в нелегкой роли фаворита.
Под дружным натиском советской команды поляки, наши основные соперники, дрогнули и бросились панически прикрывать своего лидера. И вот тогда ушел вперед Юрий Поминов, номер второй нашей команды. С ним ушли швейцарец, англичанин и еще двое гонщиков, которые не могли составить конкуренции Шепелю. Он прекрасно понимал это. Он, оставшийся в «поезде» вместе со всеми остальными гонщиками, занимавшими места в первой десятке общей классификации.
Все дальше уходил Поминов. Вот уже шесть минут отделяют его от основной группы. Тут бы радоваться за товарища, отдыхать самому! Но дрогнули нервы у Станислава. Он испугался... Испугался, что Поминов может стать лидером, что выиграет гонку не он, Шепель, что на другого будет теперь трудиться команда. И он заработал сам, в одиночку, забыв о законе коллективизма. Он вложил в свой затяжной семидесятикилометровый рывок все, что только мог вложить сильный, классный гонщик. В эфире недоуменно посмеивались судьи: Шепель тянет весь «поезд»! Да, он тянул его к лидерам. Он сокращал разрыв, который так был нужен Прминову и команде. Но Шепель упрямо работал только на себя. А следовательно, против себя. Он устал. Вечером, не желая признавать свои ошибки, он говорил: «Я полагаюсь только на свои силы... я иду один... я... я... я...».
Когда ребята доказывали, что капитан неправ, он отмалчивался...
А на следующее утро, несмотря на то, что Станислаз хотел казаться бодрячком, он, усталый, не смог удержать своего основного конкурента. Он проиграл Гавличеку около полутора минут. До самого конца гонки он с помощью товарищей пытался мужественно исправить свою ошибку, но так и не смог. Остались роковые 12 секунд.
Дуэль команд Польши и СССР, начавшаяся с первого этапа, доставила немало горьких минут тренеру польской команды Ришарду Марчевскому. Он был так увлечен борьбой Гавличека и Шепеля, так хотел победы в личном зачете и так обрадовался ошибке Станислава, что приказал своей команде вцепиться в Шепеля зубами и не отпускать ни на шаг.
Поляки выполнили эту задачу блестяще. Станислав так и не смог оторваться от Гавличека. Он выматывал поляка блестящими спуртами. Тот безнадежно отставал от Станислава, но тогда вся польская команда «строила мостики», и, укрываясь за спинами товарищей, Гааличек вновь настигал Шепеля.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.