До конца гонки еще трое покидают «поезд» по той же причине, что и швейцарец.
Тренер швейцарской команды, двукратный чемпион мира по спринту Оскар Платнер лишь разводит руками. «Надо же быть полным идиотом, чтобы принимать допинг, зная, что вечером у тебя возьмут анализ!» — говорит он, когда попался Регамей. И вновь машет рукой и досадливо морщится, когда попадается на том же прегрешении и второй его подопечный. Бывший профессионал, Платнер привык к допингу, он только недоволен неумелым применением его.
Канадец Кэрри де Ионг подходит ко мне и, улыбаясь, говорит:
— Помните, мы с вами встречались на гонке святого Лаврентия у нас в Канаде?
Я не припоминаю его лица. И тогда он, смеясь, повторяет мне старую, знакомую историю:
— Помните, я рассказывал вам тогда, как ваш гонщик Сайдхужин и я были в одном отрыве. Я ему кричу: «Русский, вперед!», — чтобы он работал, а не отсиживался за моей спиной. До финиша недалеко, и он слишком берег силы для последнего спринта. Он не хотел работать впереди. Я снова крикнул ему: «Русский, вперед!» И он мне ответил: «Нет, я не русский! Я — тартар»!
И канадец весело смеется, смеюсь и я, вспомнив эту историю и вновь услышав смешное звучание слова «татарин» в канадском исполнении.
За этим анекдотом, имевшим место в жизни, стоит закон большой и сложной тактической борьбы, которая начинается задолго до того, как первые километры этапа лягут под колеса машин.
Правда, наш Севушка всегда иронически относится к шумным собраниям, обсуждающим тактику, к наставлениям тренеров. «Говори, говори, — ворчит он, — сколько живу, не помню, чтобы хоть раз план тренера осуществился».
Тактика многодневки — штука сложная. Она требует удивительного сочетания усилий, направленных как на достижение командного результата, так и концентрации сил для того, чтобы «привести» лидера.
Кто он, этот лидер, а зачастую и победитель гонки? Совсем не обязательно, что он сильнейший гонщик. Просто он подготовлен ровнее других, просто у него прекрасные товарищи по команде, просто они умеют работать вместе для победы одного. Победитель «Молочной гонки» поляк Гавличек — гонщик довольно средний. Гораздо слабее Станислава Шепеля — лидера нашей команды, занявшего второе место и проигравшего поляку всего 12 секунд.
Гавличек оказался более стойким бойцом, чем Станислав. Ах, как хочется вернуться в ту точку, где Станислав совершил ошибку, и заново пройти весь путь!
Судите сами. Восемь этапов каждое утро начиналось для гонки словами «Шепель из России», и Станислав надевал новую желтую майку лидера. Восемь этапов он катил в этой майке. И хотя он имел преимущество над Гавличеком то в три секунды, то чуть больше, он был впереди. И ребята честно и мужественно работали, стараясь ему помочь в нелегкой роли фаворита.
Под дружным натиском советской команды поляки, наши основные соперники, дрогнули и бросились панически прикрывать своего лидера. И вот тогда ушел вперед Юрий Поминов, номер второй нашей команды. С ним ушли швейцарец, англичанин и еще двое гонщиков, которые не могли составить конкуренции Шепелю. Он прекрасно понимал это. Он, оставшийся в «поезде» вместе со всеми остальными гонщиками, занимавшими места в первой десятке общей классификации.
Все дальше уходил Поминов. Вот уже шесть минут отделяют его от основной группы. Тут бы радоваться за товарища, отдыхать самому! Но дрогнули нервы у Станислава. Он испугался... Испугался, что Поминов может стать лидером, что выиграет гонку не он, Шепель, что на другого будет теперь трудиться команда. И он заработал сам, в одиночку, забыв о законе коллективизма. Он вложил в свой затяжной семидесятикилометровый рывок все, что только мог вложить сильный, классный гонщик. В эфире недоуменно посмеивались судьи: Шепель тянет весь «поезд»! Да, он тянул его к лидерам. Он сокращал разрыв, который так был нужен Прминову и команде. Но Шепель упрямо работал только на себя. А следовательно, против себя. Он устал. Вечером, не желая признавать свои ошибки, он говорил: «Я полагаюсь только на свои силы... я иду один... я... я... я...».
Когда ребята доказывали, что капитан неправ, он отмалчивался...
А на следующее утро, несмотря на то, что Станислаз хотел казаться бодрячком, он, усталый, не смог удержать своего основного конкурента. Он проиграл Гавличеку около полутора минут. До самого конца гонки он с помощью товарищей пытался мужественно исправить свою ошибку, но так и не смог. Остались роковые 12 секунд.
Дуэль команд Польши и СССР, начавшаяся с первого этапа, доставила немало горьких минут тренеру польской команды Ришарду Марчевскому. Он был так увлечен борьбой Гавличека и Шепеля, так хотел победы в личном зачете и так обрадовался ошибке Станислава, что приказал своей команде вцепиться в Шепеля зубами и не отпускать ни на шаг.
Поляки выполнили эту задачу блестяще. Станислав так и не смог оторваться от Гавличека. Он выматывал поляка блестящими спуртами. Тот безнадежно отставал от Станислава, но тогда вся польская команда «строила мостики», и, укрываясь за спинами товарищей, Гааличек вновь настигал Шепеля.
Во 2-м номере читайте о величайшем русском враче Сергее Петровиче Боткине, об удивительной судьбе государственного и военного деятеля Михаила Семеновича Воронцова, о жизни и творчестве писателя Ильи Григорьевича Эренбурга, окончание детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Наука — Дороги и тропинки