Я видел, что Нодара здесь любят уже не потому, что родом он отсюда, что он Думбадзе, а их — Думбадзе — здесь полдеревни. Здесь платят сторицей — за дружбу дружбой, любовью за любовь, с которой он рассказал людям о людях, и ни о ком-то в отдельности, а о деревне, о Гурии, о Грузии, о целом мире.
Из Гурии мы уезжали поздно вечером. А перед отъездом уже в сумерках, прямо на лужайке, на фоне посиневших холмов пионеры разыгрывали в лицах отрывки из повести о своей родине — «Я вижу солнце». Длиннющий мальчуган, стараясь казаться еще выше, задирал нос в небо и нараспев, как белые стихи, декламировал прозу.
Недавно Думбадзе спросили, почему он забросил стихи.
— Скоро выйдет мой последний сборник, и вы сами поймете, — отшутился Нодар.
Но даже в этой шутке чувствуется позиция автора, умеющего на себя взглянуть со стороны.
— В войну знойным летом мы мотыжили кукурузу, — рассказывает Нодар. — В ритм движениям я пытался рифмовать. Стихи, если можно так назвать первый опус, были почему-то о Париже. Эпизод детских лет не грех вспомнить тогда, когда берешься за работу, — продолжает Думбадзе. — Нельзя написать даже посредственное произведение о том, чего не знаешь, не пережил. Пусть даже ты вооружен блестящей техникой. Пора великих выдумщиков в литературе давно приказала долго жить. Разумеется, я имею в виду жанр социально-бытового романа, рассказа, повести.
Слушая Нодара, листая журналы и газеты с отзывами и рецензиями на его произведения, я убеждаюсь в мысли, что у молодого писателя, конечно, счастливая судьба.
Судите сами. Изучив экономику сельского хозяйства в Тбилисском государственном университете, Нодар остается работать на кафедре. Но начинающий писатель с дипломом экономиста приходит в молодежный журнал «Цискари» и садится за литправку. Потом «Нианги», где он и работает но сей день. Нодар оказался из тех солдат, которые не только мечтают быть генералами, но и добиваются осуществления мечты. Хотя, если спросить Нодара Думбадзе, редакторское кресло — тяжелое кресло.
Когда Нодар и режиссер Гига Лордкипанидзе задумали сделать инсценировку одной, а затем другой повести, мало кто предполагал, во что это выльется. Л вылилось вот во что: впервые за свою историю MXAT обратился к грузинской драматургии постановкой пьесы «Я вижу солнце».
Большой драматический театр Ленинграда поставил спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион». Специалисты, освещая гастроли театра в Москве, подчеркивали, что пьеса Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе «стала лицом театра», заняв достойное место в репертуаре.
В Москве гастролировал и Тбилисский театр имени Марджанишвили, показавший обе постановки.
Кинорежиссеры Тенгиз Абуладзе и Лана Гогоберидзе сняли по повестям Нодара два превосходных фильма.
Недавно грузинский журнал «Мнатоби» закончил публикацию новой работы молодого автора. Повесть «Солнце в ночи» — тоже о пережитом им самим. Герой — наш современник, парень, студент. Манера изложения, как и в предыдущих двух книгах, повествовательная. Но в неприхотливом рассказе об обыкновенном студенте с обыкновенной судьбой — мечтает, грешит стихами, коротает ночи перед сессиями, влюбляется — неожиданно появляются черты обобщения, и повествование сразу выходит за рамки одной судьбы, когда автор выстраивает его на фоне общественно-политических событий, формировавших у целых поколений отношение к жизни. Исподволь связывает автор личную судьбу героя с происходящим в стране.
Даже в кругу доброжелателей Нодара Думбадзе можно иногда услышать: «Ты опять о своем, а что дальше?» Однако опасения, что творческая копилка Нодара Думбадзе иссякнет, мне кажется, лишены оснований. А афоризм — «Каждая жизнь — роман; только надо уметь его написать» — будто специально сказан для Нодара. Он умеет, он пишет.
Нет автора, которому не хотелось бы задать герою своего произведения вопрос: «Ну как? Нравится?» Нодару Думбадзе повезло. Илико и Илларион сказали: «Очень!»
Я, тоже вроде бы автор, понес своему герою показывать эти заметки.
Он читал, сидя под тем же изображением крокодила с вилами.
— Напиши, — попросил меня Нодар, — что я много думаю о том, как сыграет в этом сезоне наше «Динамо». Представь, вдруг все в команде заиграют, как Месхи и Метревели. Ужас. Мы окажемся на последнем месте.
— ?!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.