— Ну что же, бой так бой! — воскликнул Д'Артаньян, и глаза его засверкали.
А. Дюма
Представьте себе современный фехтовальный турнир, ну, скажем, женское первенство мира. На дорожке, напротив одной из знаменитых спортсменок, застыл в традиционном салюте сам непобедимый гасконец, ставший с легкой руки старика Дюма символом искусного фехтовальщика. Как, по-вашему, кто кого?
Конечно, прогнозы в спорте — штука весьма и весьма рискованная, но я берусь предсказать исход этого фантастического поединка. С одним только обязательным условием; сражаться с самим д'Артаньяном должна сама Галина Горохова. В этом случае я нисколько не боюсь за свою репутацию: поражение «мастера спорта из Гасконии» неминуемо. Сейчас я попробую вам это доказать.
Перефразировав популярное изречение Льва Толстого, можно сказать, что биографии большинства известных спортсменов похожи одна на другую, В каждой из них обязательно должен присутствовать элемент случая, удачи. Недаром же говорят: везет всегда сильнейшему. Про Галю Горохову этого не скажешь: она удивительное исключение из правил, как говорится, «убежденная» неудачница.
Посудите сами. После сенсационного дебюта на чемпионате мира 1959 года (серебряная медаль) все предсказывали Гороховой «золотое» будущее, а она в Риме на Олимпиаде даже в тройку призеров не пробилась. 1962 год, первенство мира, — серебро, 1964 год, Олимпиада в Токио, — опять серебро... И ходить бы Гале вечным кандидатом в чемпионы, если бы не ее характер, сплавленный из тех же драгоценных черт, что и у д'Артаньяна, — оптимизма и мужества. История, случившаяся с ней на недавнем первенстве мира в Париже, — лучшее тому свидетельство.
«Галина Горохова (Советский Союз) — Ольга Сабо (Румыния)...» Сообщение диктора тонет в аплодисментах парижан, тонких ценителей фехтовального искусства. Участницы полуфинального боя выходят на дорожку. Взметнулись вверх рапиры, опущены маски, и в притихшем зале «раздается звон мечей»...
Первая атака, первый укол. «1:0. Ведет Горохова», — бесстрастно объявляет диктор. Темпераментная румынка не любит долгов. Ответный выпад. Горохова без труда отражает его. Рапира Сабо рассекла воздух и вонзилась в незащищенную кисть левой руки Гороховой. Редчайший случай в истории фехтования!
Бой пришлось остановить. Минут двадцать тут же, в зале, под нацеленными дулами фотоаппаратов, врач-француз накладывал швы. Все ждали, когда же она вскрикнет, заплачет от боли: ведь операция шла без наркоза. А Гале было все равно, она думала о другом: «Ольге я, наверно, сейчас проиграю, но еще не все потеряно. Придется переходить в «утешительную» группу и начинать сначала». Она с истинно мушкетерским изяществом поблагодарила хирурга, улыбнулась одними глазами своему тренеру Ивану Ильичу Манаенко, показывая, что все в порядке, и под овацию зрителей вернулась на дорожку.
Все было так, как должно быть. Горохова проиграла Сабо и отправилась «утешаться». Правила «утешительного» турнира строги: если ты считаешь, что проиграл случайно, — выигрывай. Побеждай во всех боях подряд, сколько бы их ни было. И тогда тебе открывается прямая дорога в финал — «утешение», доступное лишь сильнейшим, случайностей здесь не бывает.
Горохова выиграла пять дополнительных боев один за другим. Теперь ее снова ждет Сабо. Я не буду пересказывать ход этой схватки. Сабо, очевидно, подавленная стойкостью и мужеством своей извечной соперницы, была просто неузнаваема и проиграла, как говорится, по всем статьям. А Галина Горохова стала чемпионкой мира, несмотря на «производственную травму» (а может быть, благодаря ей — все зависит от точки зрения). И если считать, что «благодаря», то тогда это и будет тот самый «случай», без которого не обходится ни одна биография известного спортсмена.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.