Твоя земля

Наталья Тарасенкова| опубликовано в номере №931, март 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Своей новой работой старик остался доволен. Ему нравилось, как на его глазах оживала глина и вырисовывалось что-то смутное, похожее на его лицо.

А они работали зверски. С утра до вечера. Лепили, ломали, снова лепили. Арто с первых уроков требовал, чтобы Сергей «брал натуру в характере», а не просто копировал.

Учитель был настойчив. Ученик оказался способным. Через несколько месяцев Сергей был принят в художественный институт.

Сергей стал своим в доме Арто. А в доме его всегда собирались студенты. Вечные споры, разговоры об искусстве. Он хороню запомнил один из таких разговоров.

Ребята спросили его:

— Не жалеешь, что не отправился к дяде в Париж? Стал бы и там скульптором.

— Стал бы, конечно. В Париже есть чему и у кого поучиться. Но ведь самый главный учитель — национальное искусство, своя земля.

— Но искусство не должно быть узконациональным. Да и родился ты не в Армении, — возразили ему.

Он плохо помнит, как все объяснил ребятам. Трудно было объяснить. Но он всегда думал об этом.

«Искусство не должно быть узконациональным» — это правда. Но только твоя земля должна жить в твоем творчестве. Это — твое начало. Твой фундамент. И только на нем ты должен расти, чтобы потом оттолкнуться и пойти своей дорогой. Много хороших армянских художников, скульпторов жиля и живут в Париже. Но со временем они перестают быть армянами и не становятся французами.

Они любят свою землю, мечтают о ней. Но для человека искусства любить и мечтать мало. Надо ходить по этой земле. Думать о ней, быть с пей. Надо хорошо знать прошлое этой земли, потому что без нее для тебя нет настоящего, нет будущего.

Когда Арто приехал в Армению, странное чувство овладело им, будто произошло смещение времени. Будто он уже жил когда-то на этой земле и вот вернулся.

Будто он видел уже эти храмы и крепости, так скупо, точно и выразительно возведенные зодчими.

Видел север Армении, где господствуют камни. Камни великаны и мелкие, как морская галька. Зеленые, похожие на стада лягушек. Камни круглые, как арбузы, и плоские, как могильные плиты. Люди здесь трудолюбивы и мужественны. Им приходится отвоевывать землю у этих камней.

И юг, где податлива и щедра земля и где взрыв таких отчаянных красок, что хочется кричать от восторга. Пещеры. Розовые скалы. Красные горы, подпирающие синее небо.

Каждый год летом Арто отправлялся бродить по Армении. Первые поиски — хачкары. Это каменные плиты с рельефными крестами. И каждый из них — новый национальный орнамент.

Чужие люди помогали ему. Они заражались его энтузиазмом. Интересные находки помогали отправлять в Ереван.

Его приглашали в дом, угощали. А он рисовал детей и оставлял рисунки в гостеприимном доме.

...Село Узунлар, Одзунский храм. Ради него приехал Арто. И был потрясен им. Шедевр армянского зодчества. Каждое утро спешил он к храму. Каждое утро встречал его старик, кивал ему. На голове его кепка с длинным козырьком, он опирался на палку и пристально смотрел на Арто.

Однажды старик пригласил его в дом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены