Баллада о неизвестном солдате

К Замошкин| опубликовано в номере №930, февраль 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот они стоят рядом, комиссар Воронин и лейтенант Николай Вережников, два русских человека, в глубине фашистского рейха, за колючей проволокой концлагеря. Старый и молодой, люди двух поколений. Война. Тяжелые годы испытаний. И где-то невозможно далеко Родина.

Но борьба есть борьба. Священная борьба за свой народ, за Советскую власть, за Отечество идет всюду: и там, на фронте, и за ним, в тылу, и на оккупированной территории, и, наконец, здесь, в застенках и концлагерях гитлеровской Германии. От имени подпольного центра комиссар Воронин поручает Николаю Вережникову поступить в разведывательную школу абвера, войти в доверие к врагу и, организовав патриотическую группу, сорвать коварный план фашистской разведки. Трудность, вернее, исключительность положения Вережникова осложняется еще и тем, что в случае гибели комиссара — никто, никто! — не будет знать об этом задании, и после войны в глазах честных людей Вережников может предстать как предатель.

Так начинается в Центральном театре Советской Армии спектакль «Камешки на ладони» по пьесе Афанасия Салынского и в постановке Андрея Попова.

А. Салынский — драматург героико-романтического плана. Его герои — личности мыслящие, сильные, мятежные, их характеры яркие, самобытные, их поступки смелые, неожиданные. Драматург — противник бытовой приземленности. Его взгляд художника верно подмечает в действительности ее противоречия и сложности, интересных людей с необычными биографиями, красоту, величие жизни и ее темные и теневые стороны. А. Салынский всегда современен в своих произведениях, будь то пьеса о первых годах Советской власти, из эпохи Великой Отечественной войны или о наших днях. Вспомните «Хлеб и розы», «Барабанщицу», «Ложь на длинных ногах». Современность драматических произведений А. Салынского заключается в глубоких, справедливых идеях, в образах героев, которых зритель воспринимает близко и заинтересованно. По определению самого автора, его герои — это люди, «определяющие своим трудом, своей бескомпромиссной борьбой развитие нашей жизни».

Драматургия А. Салынского — примечательное явление в нашем театре и литературе. Не секрет, что иные авторы обходят стороной героическую тему, считая ее прямолинейной и старомодной. «Камешки на ладони» — убедительное художественное опровержение подобных тенденций.

Молодой армейский лейтенант Николай Вережников (артист А. Белоусов) — в мирное время секретарь комсомольского райкома — становится разведчиком. В пьесе ему противостоят не опереточные злодеи, какие подчас встречаются на сцене и на экране, а умные, опытные, циничные враги — абверовцы и гестаповцы. И начинается игра не на жизнь, а на смерть. Сюжет пьесы А. Салынского при всей драматичности, даже трагедийности некоторых сцен построен по законам приключенческого жанра. Герою приходится преодолевать тысячи препятствий, ошибаться, делать блестящие контрходы, принимать мгновенные решения и мучительно размышлять, страдать и радоваться, быть на грани разоблачения, находить и терять — и все во имя одного: победы. Вережникова окружают отщепенцы, отбросы человеческого общества. И среди них фашистский провокатор, как ищейка идущий по следу подпольщиков, и трус, распропагандированный гитлеровцами и готовый выдать, и «свой», оказавшийся провокатором. Гестапо убивает любимую девушку Николая. Спасая тайну Вережникова, гибнет друг. И еще... И еще... Тысячи ударов, маленьких и больших, которые тем труднее вынести, что о них надо молчать.

Так драматург и театр сливают воедино тему идейного, нравственного подвига советского человека и приключенческую форму. И здесь необходимо отметить очень верную, мягкую и свободную манеру исполнения роли Вережникова молодым артистом А. Белоусовым. Внешне это неторопливый, с ясными глазами парень, аккуратно и с видимым удовольствием выполняющий задания по разведподготовке. Именно такому, как он, должны поверить гитлеровцы. Очень ровному, достаточно равнодушному, «искренне» благодарному фашистам за доверие и обучение. И тот же Вережников — Белоусов наедине с самим собой или со своим боевым другом Бесавкиным (артист Н. Пастухов). Это совсем другой человек.

Сколько страсти, энергии души и сердца, ненависти и любви, священного чувства преданности Родине! Когда смотришь спектакль, невольно на ум приходит другой образ — Иоганн Вайс, он же Александр Белов, из романа Вадима Кожевникова «Щит и меч». Сравнивая сверстников Вережникова и Белова, их работу, их борьбу, их мысли и переживания, приходишь к выводу, что Николаю Вережникову было тяжелее, сложнее, опаснее. Ведь он не был специально подготовлен к профессии разведчика. Все в нем только от вдохновения. Свою «шахматную партию» с абвером он играл, одновременно постигая таинственный мир агентурной работы. Но оба они — Вережников и Вайс — люди, а не супермены или роботы в обличье человека. Вначале Вережников даже не хочет идти в разведшколу. Он боится за себя. Потом, когда Николай принимает решение, он опасается каждого своего шага: а вдруг?.. Постепенно его планы, расчеты, действия становятся все уверенней и уверенней. Артист А. Белоусов подводит своего героя к финалу пьесы уже не молоденьким лейтенантом, физически истощенным в концлагере, а опытным разведчиком, готовым сражаться до конца. Вережников соглашается на предложение руководителей фашистской разведки остаться в школе преподавателем. Ведь гитлеровцы бахвалятся, что сто пятьдесят хорошо подготовленных разведчиков абвера своей деятельностью могут заменить сто пятьдесят пехотных дивизий на фронте. Вережников позаботится, чтобы наше командование могло задержать их всех. Он честно и открыто говорит ничего не подозревающим немцам, что он до конца выполнит свой долг.

Он один. Он среди врагов. Может быть, он умрет. И никто не узнает его имени. Й никто не узнает о его подвиге. Но он знает и верит. В победу. В Родину. В людей. Он, Николай Вережников, человек, воспитанный Революцией.

Театр Советской Армии поставил романтический спектакль-балладу, спектакль-песню о Неизвестном солдате Великой Отечественной войны. Да, Николай Вережников — неизвестный солдат. И в этом его бессмертие и его слава.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены