Возвращение керамики

В Тюккель| опубликовано в номере №901, декабрь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Говорят: «Не боги горшки обжигают». Да, не боги, а люди... А как, собственно, обжигают горшки? И так ли это интересно и важно? В быту мы пользуемся металлической посудой, изделиями из стекла, пластмассы, а глиняный горшок нам вроде ни к чему.

И все же... Вот керамический кофейный сервиз охряного цвета, архаичные, нарочито упрощенные формы. А это оливкового цвета кувшин для молока с тяжелым поливным стаканом. Цветочная ваза, форма которой совершенна, как математическая кривая. Красиво, не правда ли? Красиво и оригинально.

А все это родные братья и сестры печного горшка.

Значит, рано сдавать горшок и прочие глиняные изделия в музей археологии, есть им место и в машем быту. Керамика — это и современно и модно.

Слово «керамика» означает любое изделие из глины (от греческого «керамон»— глина) — от драгоценного фарфора до обыкновенного кирпича. Но в более узком смысле этим словом мы обозначаем художественные изделия из цветных гончарных глин.

Эта керамика самая древняя (гончарный круг изобретен а IV тысячелетии до нашей эры, а фарфор лишь в V — VI вв. нашей эры). Производство керамики расцветало везде, где были удобные глины. И до сих пор керамическое производство держится своих традиционных старинных мест. Хорошую керамику делают и в Закавказье, и в Узбекистане, и на Украине, и в Прибалтике, а на Руси издревле на Рязанщине — в Скопине, под Москвой — в Гжели.

Та керамика, о которой у нас идет речь,— возрожденное и расцветшее в наши дни старое искусство, но создают его уже не умельцы-гончары, а современные скульпторы-керамисты.

Предположим, вы скульптор-керамист, так называемый малоформист. Вы создали какую-либо интересную вещь. Ее принял художественный совет и рекомендовал в производство.

Дальше модель попадет на керамический завод, где она будет тиражироваться.

Обожженная незакрашенная глина называется «терракота» (дословно — обожженная земля), у нее приятный матовый цвет. Некоторые вещи специально оставляют в терракоте, не подвергая раскраске.

Но большинство выпускаемых вещей покрывается цветной глазурью и имеет нарядный, декоративно-яркий вид. Это майолика. Глазурованные вещи обжигаются в печах при высокой температуре — до 1 200°. После обжига они остывают два дня и только тогда вынимаются из печи.

Несколько лет назад считалось, что керамическая скульптура должна быть малогабаритным вариантом крупной скульптуры, разве что подцвеченной и глазурованной. Другой крайностью было стремление к анималистической тематике. Появились разные зверушки и птицы: зайчики, мышки, ежики, дрозды, скворцы — целый зоопарк.

Покупатель проявил равнодушие к настольным скульптурам и к керамическому зоопарку: он предпочел «вятку» — истинно русскую цветастую глиняную игрушку. От скульпторов стали требовать большей стилизации, учета традиций народной керамики, ясных современных форм. Это принесло свои плоды — появились интересные керамические вещи. Некоторые из них вы видите на этих фотографиях.

Керамика пользуется большой популярностью. Древнее искусство возродилось в наши дни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены