Открытое письмо журналистке принцессе Полине Мюрат
В сентябре этого года в Москве состоится всемирный форум солидарности молодежи и студентов в борьбе за национальную независимость и освобождение, за мир. На этот форум соберутся представители многочисленных молодежных и студенческих организаций с разными взглядами и политическими убеждениями. Но всех их объединяет одно – стремление жить в мире, стремление быть счастливыми.
О самом главном в жизни – о счастье – и говорится в этом письме.
Здравствуйте, мадемуазель Полина. Это письмо явится для Вас, видимо, полной неожиданностью. Вот так, встретились с незнакомым человеком, несколько дней покатались с ним на лыжах, и вдруг письмо... Не удивляйтесь. Вспомните наш разговор, который так или иначе, прерываемый многими событиями, продолжался несколько дней, и Вы все поймете.
Это было у вас, во Франции, в Куршевеле, куда собрались со всех концов мира лыжники-журналисты, чтобы поговорить и поспорить по самым актуальным проблемам, имея тому невинным поводом международные лыжные соревнования. Мы, советские, прибыли на такие неожиданные соревнования впервые. Я не перестаю и сегодня вспоминать заснеженные склоны Французских Альп, разноязычную речь участников соревнований, головокружительные лыжные спуски и механизированные подъемы под облака в прозрачных кабинах фуникулеров.
Ничего не скажешь – проблема горнолыжного спорта в Куршевеле решена.
– Полина, не посрами французскую аристократию, – добавил в микрофон развязный стартовый судья, объявлявший о Вашей очереди спуска.
Вы стремительно сорвались вниз по склону и, делая плавные петли между флажками, почти по-мужски проходили дистанцию.
«Вот тебе и принцесса, – думалось мне. – Неплохо даже для мужчины!..»
Разговорились мы позже на открытой веранде, окруженной пушистыми отвалами снега. Скинув лыжи, мы пили горячий кофе, яркое альпийское солнце обжигало лица. Горячим оказался и наш спор.
– Если бы не лыжи, мне было бы нечем жить, – бойко ответили Вы на мои комплименты. – Жнзнь пуста. А счастья – его нет...
– Где же Вы потеряли главное в жизни? – перебил я.
– Да, для нас главное – жить, существовать. А для вас, советских, этого недостаточно – вам весь мир подавай.
И Вы рассмеялись своей шутке.
– Зачем же весь мир?.. – отпарировал я.
И здесь-то завязался между нами разговор, затянувшийся на несколько дней.
О чем мы спорили? О цели жизни, о стремлениях. О богатстве кармана и богатстве души. Но в конечном итоге это был спор о самом главном, о понимании счастья. Не так ли?
– Дайте богатство в руки любого вашего советского человека – он станет таким же, как мы, – бойко говорили Вы.
– Нет, – возражал я. – Это же совсем другой человек... С деньгами он поступит иначе.
– Чепуха, – возражали Вы. – Деньги сделают свое дело...
Мы не доспорили. Этот спор я и хочу продолжить сегодня, отлично понимая: можно говорить о счастье с разных позиций.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.